Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Ужасно великий: чем Стивен Кинг запугал все человечествоПопулярность писателя у публики огромна, но академический литературный мир не может решить, причислять ли его к большим писателям
26 мая 2010, источник: АиФ Волгоград

Проверка на прочность

Ученые спорят, почему «плясал» мост

Что стало причиной странного поведения самого современного сооружения в регионе – мостового перехода, эксперты выясняли несколько дней.


Испытание ультразвуком и песком

До сих пор с подобными явлениями специалисты не только в нашей стране, но и во всём мире не сталкивались. Чтобы узнать причину и оценить состояние сооружения, в Волгограде собрались эксперты со всей страны: представители заказчика и подрядчика, министерств и ведомств, ведущие специалисты нашей страны в области мостостроения.


– В тот день величина прогибов достигла сверхнормативных для эксплуатации величин, – прокомментировал случившееся генеральный директор «Институтстройпроект» Алексей Журбин. – А 22 мая рабочая группа и специальная комиссия провели обследование моста на наличие возможных дефектов. Однако при визуальном осмотре никаких повреждений – ни сварных швов, ни дорожного покрытия, ни даже специальной краски, которой покрываются металлические соединения пролётных конструкций, – обнаружено не было. Даже краска нигде не треснула. И это свидетельствует о высоком качестве работы мостостроителей.


При колебаниях, как сначала писали многие СМИ, до двух метров хотя бы краска должна была полопаться, но этого нет.

Мост повергся самым тщательным испытаниям. Так, чтобы выявить, нет ли повреждений на молекулярном уровне, специалисты проводили ультразвуковую диагностику сварных швов. Затем были проведены испытания моста транспортной нагрузкой. По мосту пустили колонну из 15 грузовиков, гружённых щебнем и песком, вес каждого достигал 20 тонн. Однако даже после этих нагрузок мост не шелохнулся, и стало окончательно ясно, что никаких деформаций моста в результате колебаний не возникло.


Историческое явление

Одновременно с этими исследованиями эксперты пытались выяснить причину, вызвавшую такие, до сих пор невиданные в России колебания мостового перехода. Версий было несколько. Однако, внимательно изучив результаты всех экспертиз, специалисты сошлись в одном – волгоградцы стали очевидцами редчайшего явления в мире.


– Дело вовсе не в урагане, – пояснил заведующий кафедры «Мосты и сооружения на дорогах» ВолГАСУ Борис Кисин. – Просто ветер дул под таким углом и с такой пульсацией, что вошёл в резонанс с собственными колебаниями моста. Однако, благодаря запасу прочности, качеству сборки и отличному металлу, эта конструкция устояла.


– Это редкое и уникальное явление, которое вряд ли повторится, – подтверждает Алексей Журбин. – До сих пор на аэродинамическую устойчивость проверяли только вантовые и висячие мосты. Балочные же конструкции считались устойчивыми по определению, но случай с волгоградским мостом показал, что надо совершенствовать ГОСТы и проводить аэродинамические исследования и с балочными конструкциями. Надо отдать должное волгоградскому мосту: ветер провёл такие испытания, что доказал его прочность на деле – несущие конструкции сработали точно в соответствии с расчётной схемой.


Кстати, вчера стало известно, что мостовики, которые строили наш мост, вышли с инициативой в Министерство транспорта о внесении изменений в существующие ГОСТы и СНиПы и об обязательной аэродинамической экспертизе для подобных мостов.


На сегодняшний же день для предотвращения повторения похожих ситуаций проектировщики собираются провести целый комплекс работ: будут проведены компьютерное моделирование и испытания модели моста в аэродинамической трубе. После этого планируется разработать и установить рассекатели ветра и компенсаторы. Кроме того, на мосту будет установлено оборудование, которое позволит проводить постоянный мониторинг.


Между тем, утверждают проектировщики, в реальности колебания моста были не столь интенсивными, как на видео, распространённом в интернете. По оценке экспертов – не более 40 см. Кому и зачем было выгодно сгущать краски и говорить чуть ли не о вселенской катастрофе – разберутся компетентные органы. Однако сегодня уже очевидно, что подлинность показанного ролика вызывает сомнения у экспертов. Почему, например, в ролике при качании моста световые столбы остаются на месте – ответить никто не может.


– Кому нужно было раздувать такую шумиху – не совсем понятно, – говорят эксперты. – Возможно, она связана с борьбой, которая в настоящее время развернулась по поводу получения подряда на строительство второй очереди моста через Волгу. На кону стоят большие деньги, почти 14 млрд. рублей. Есть все основания предполагать, что подряд может достаться мостовикам, которые возводили первую очередь, а это, увы, не всем нравится.


Справка

При возведении волгоградского моста была применена уникальная конструкция опор с конструктивным разделением вертикальной и горизонтальной нагрузки и устройством рост­верков в уровне переменного горизонта воды. Это позволило сократить сроки работ и снизить стоимость сооружения.