Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
27 мая 2010, источник: Вести.Ru

На «Архбиеннале» москвичам показали удобный и современный город

В Москве в Центральном доме художника открылась вторая столичная биеннале архитектуры и вместе с ней — ежегодная выставка «АрхМосква», уже 15-я по счету.

Куратор «Архбиеннале» голландец Барт Голдхорн считает, что в ближайшие годы главной задачей архитекторов станет не освоение новых пространств, а развитие уже существующих, а отсюда и главная тема экспозиции этого года – «Перестройка». Тема актуальна как на местном уровне — в связи с недавними жаркими дебатами о новом Генплане Москвы, так и на глобальном международном — ввиду продолжающегося экономического кризиса и меняющегося климата. Как, по мнению архитекторов, выглядит удобный современный город, узнал корреспондент «Вести ФМ» Павел Гайков.

Примером того, как серый промышленный советский город превращается в яркий, современный и удобный, на архитектурной биеннале стала Пермь, город, который уже несколько лет претендует на звание самого прогрессивного в России. На выставке показали стратегический мастер-план Перми, разработанный голландскими архитекторами. В отличие, скажем, от генплана — это только общие правила того, как должен развиваться конкретный город. Например, предлагается не расширять Пермь за счет пригородов, а, наоборот, сделать её более компактной, и в идеале — только на одном берегу Камы. Попутно развить заброшенные зоны оврагов, подкорректировать транспортную сеть и свести к минимуму роль автотранспорта. Стратегию поддержало руководство Пермского края. И в первую очередь, губернатор Олег Чиркунов.

«Меня убедили в том, что автомобиль — враг города. Есть более важные хозяева города. Это в первую очередь — пешеход, а во вторую — общественный транспорт. И задача любого города, в том числе Москвы, не решить проблему пробок, чего сейчас все ждут, а предоставить альтернативу — дать возможность спокойно и без пробок проехать на общественном транспорте. И это мы тоже поняли, изучая опыт других городов, и это есть в мастер-плане», — заверил Чиркунов.

В духе голландского мастер-плана в Перми в ближайшие время перестроят «Театр оперы и балета» — его внутреннее пространство, по примеру Большого, будет полностью изменено. Реконструкция ждет и Пермский музей современного искусства. Из-за чего его директор Марат Гельман решил в сентябре оставить свой пост и войти в попечительский совет музея.

«Мастер-план — это же идеология, в которую государство в лучшем случае вкладывает 20% инвестиций, а все остальное — это привлечение частных средств», — сетует Гельман.

Сотрудники фонда «Человек и человечество» показали на архбиеннале, как улучшить условия в самых депрессивных регионах крайнего севера. С нехваткой солнца, суицидальными настроениями, болезнями и общей аморфностью президент фонда Светлана Токтон предлагает бороться при помощи одного высокого здания — зрительной доминанты, желательно синего цвета и пирамидальной формы

«Там внутри и дискотеки, и развлекательный центр и так далее. А вокруг неё утепленные скамейки, они внутри с подогревом, чтобы молодые люди могли сидеть и любоваться звездным небом. Потому что молодым людям совершенно негде встречаться. Как ты будешь встречаться, когда у тебя за бортом —50 градусов», — замечает Токтон.

Традиционно на «АрхМоскве» и «Архбиеннале» много студентов МАрхи. В этом году у одной из групп тема дипломной работы – «Развитие маленького среднерусского города». За пример взят маленький городок Крапивин в Тульской области, где в свое время бывал Лев Толстой — заодно всплыла и тема столетия со дня смерти писателя. Проект представляет студентка Лена Баканова.

«Одно из предложений — это развивать инфраструктуру, добавлять туда промышленность. Например, мы предлагаем разместить завод наливок — это идет от традиций, раньше там тоже был такой завод», — рассказывает студентка.

К слову, Лена — не самый молодой архитектор на выставке. На последнем этаже свой экологически здоровый город из конструктора строят дети. У семилетней Софии одна из самых оригинальных моделей — с большим пропеллером. Создана явно под впечатлением от прошлогоднего мультика «Вверх».

«Эта вещь, чтобы дом поднимался вверх и летел куда-нибудь. Чтобы не попасть в какую-нибудь передрягу, они улетают», — рассказывает девочка.

Словом, «Архбиеннале» в очередной раз постаралась представить мнения всех поколений и архитектурных школ, выставка будет открыта в столичном ЦДХ до конца этой недели.