Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
30 мая 2010, источник: Росбалт - Петербург

Раздражение от правды

На Гатчинском кинофестивале «Литература и кино» в рамках «кино не для всех» и вне конкурса прошел показ фильма Константина Селиверстова «Сцены из жизни богемы». Несмотря на поздний сеанс и предупредительную антирекламу, малый зал кинотеатра оказался переполнен зрителями, некоторые даже не смогли попасть на просмотр. Пока шли длинные титры в конце фильма, зал рукоплескал, а когда включили свет, к съемочной группе выстроилась очередь из желающих пожать руку режиссеру — молодому петербуржцу Константину Селиверстову.
    
Инженер-экономист по образованию Селиверстов еще в 84-м году понял, что совсем не хочет работать по специальности, тогда же он написал свой первый рассказ. Стал работать в газете «Литератор», отучился на курсах киносценаристов. После встречи с другом-миллионером, который подарил ему видеокамеру, в домашних условиях, сделал свой первый фильм — «Моцарт в Петербурге». Через неделю его показали по ТВ.

Потом Константин снял еще 10 фильмов в тех же условиях — почти не выходя из квартиры, почти без бюджета, на голом энтузиазме своих друзей. Постепенно прикупил нужную аппаратуру, сам стал себе и сценарист, и режиссер, и оператор, и костюмер, и монтажер, и звукооператор, и продюсер. Телеканалы России и Германии показывали фильмы Селиверстова  в ночное время. Работы «Марсианские хроники» и «Я искушен в любви и в чистом искусстве» получили гран-при на Московском международном фестивале независимого кино в 2000-м и в 2001-м году.

88-летняя бабушка Кости — Цецилия Ароновна —  получила приз за лучшее исполнение женской роли на том же кинофестивале. Главную роль в фильме «Смежные комнаты» Цецилия Селиверстова исполнила, не вставая со своей постели, просто отпуская некоторые весьма остроумные реплики по поводу друзей внука. Снимались у Кости и множество девушек, которые после фильмов Селиверстова стали кинозвездами и топ-моделями или просто успешно вышли замуж за нуворишей. Его ранее творчество характеризуется повышенной порно-эротизацией картин, что делало Константина известным в узких кругах, но мешало выйти на широкую аудиторию.
 
Потом что-то произошло. То ли Константин повзрослел и остепенился, то ли круг его друзей притушил свой сексуальный пыл в силу возраста, но последние два фильма Селиверстова, снятые им в 2009 году, — «Женитьба» и «Сцены из жизни богемы» — оказались совсем из «другой оперы». Костя стал певцом жизни маленьких людей,  сценарии фильмов оказались виртуозно вылепленными, каждая фраза и действие — на своем месте. Фильмы Селиверстова, снятые в хоум-студии, попали на Московский международный, уже настоящий, кинофестиваль и даже американское телевидение как самые интересные фильмы последних лет России.  Голливудский актер Рутгер Хауэр хохотал до слез, когда в качестве члена жюри смотрел фильм Костика.

…С призов андеграундного московского кинофестиваля все и началось, там Косте подарили в числе прочих презентов диск с фильмом финского классика Каурисмяки, снятый по роману Анри Мюрже, только действие происходило в Париже не 1848-го года, а конца XX-го столетия. Константин был потрясен фильмом, ему захотелось прочитать первоисточник. Он с трудом отыскал книгу, последний раз издававшуюся в России в 1963 году. Оказалось, что произведение ранее уже вдохновило Эмиля Золя, написавшего  роман «Творчество», потом композитора Пучинни, создавшего оперу «Богема». Селиверстов  увидел в романе Мюрже жизнь своих богемных друзей Петербурга нулевых, их проделки, аферы, попытки выживать и быть счастливыми. Селиверстов уселся за написание сценария. По поводу того, кто будет играть главные роли – писателя, композитора и художника,-  у него сомнений не было.

Роль художника Марселя сыграл Сергей Чернов, андеграундный художник и модельер, автор фантастических одеяний, участник всех фестивалей Курехина. Креативный Чернов давно уже используется в качестве актера у петербургских кинорежиссеров-неформалов. Он снялся во всех фильмах Евгения Юфита, в нескольких фильмах у Селиверстова.

В роли композитора Шоннара выступил балетмейстер Владимир Тыминский. Когда-то танцовщик в Мариинском, потом — успешный балетмейстер 90-х, поставивший множество спектаклей на лучших площадках Германии, затем — бизнесмен. Хотел года два поработать в бизнесе, чтобы были деньги  на дорогостоящие проекты, но засосало на 10 лет…

В роли писателя Рудольфа выступил микробиолог, кандидат наук, трубач-любитель в профессиональном оркестре при доме культуры и — на самом деле — автор интересного романа Евгений Волков. Артистически одаренный, он — давно уже профессиональный артист, активно снимающийся на «Ленфильме». Среди его ролей — адъютант генерала в фильме «Хрусталев, машину!», эпизодические роли в фильмах Бортко, в фильме «Трудно быть богом» у Германа старшего. А также яркие главные роли в фильмах Селиверстова, среди которых больше всего запомнился голый трубач, беседующий в ванной о любви с пышной дамой в фильме «Смежные комнаты». Бедная жизнь «маленького человека» не понаслышке знакома Евгению Волкову, проживающему  в  питерской коммуналке, где много лет идет война за каждый крысиный метр.

Труднее всего было найти девушку на роль главной героини фильма Мими, умирающую в конце, как положено, от чахотки, которую, понятно, Константину пришлось заменить более современной болезнью. После многих поисков главная роль была доверена актрисе БДТ Елене Шваревой. Только ей удалось удалось вписаться в специфичную картину, причем так удачно, что многим показалось, что это играет девушка с улицы, не профессионалка, девушка трудной судьбы, похожая на героиню фильма, приехавшую из провинции покорять Петербург.

Как и почти все безбюджетные фильмы, «Сцены из жизни богемы» снимались благодаря друзьям и их поддержке. «Мастерскую художника» предоставил художник Юрий Зверлин, сценки в ресторане, кафешках и забегаловках снимались в реальных интерьерах. Может поэтому фильм получился удивительно достоверным. Бесконечная пелена бьющих вокруг фонтанов как точный образ иллюзии изобилия, фальши, юмористичного несоответствия. Роющийся в помойке «писатель», дешевые огоньки на витринах кафе, обитых внутри пластиком, ресторанчики со складчатыми турецкими гардинами, олицетворяющими потуги на  роскошь…

Очень достоверны герои наших дней — охранники, вышибалы из ресторана. Очень достоверна девушка-стриптизерша — опять же реальный персонаж богемы Петербурга. В обычной жизни она врач, кандидат наук. Когда-то училась в Вагановском училище, потом – в медицинском институте. В свободное от медицины время подрабатывает танцовщицей в ночных клубах. За танцы эротического характера хорошо платят, а за профессию врача – гроши, на которые не прожить.

Одной из центральных сцен стала вечеринка питерской богемы, на которой знакомятся главные герои. Костя Селиверстов не стал долго «париться»: он пригласил реальных богемных персонажей в «Грязную галерею» на улице Марата, являющей собой скорее современный сквот, нежели музей. Реальные писатели, поэты, художники, фотографы, тусовщики — Владимир Рекшан, Пешков,  Баранов, Вспышкин — запели, замузицировали, стали читать свои стихи.

Конец фильма  прошибает до слез. Как сказала одна простая зрительница-пенсионерка: «Мне очень понравился фильм, потому что актеры очень хорошо играют. Естественно так… Такого в кино сегодня не увидишь, такое было только в советских старых фильмах».

Можно по-разному трактовать творчество Селиверстова. Но то, что делает в искусстве маргинал, самопальщик и непрофессионал без могучей студии и миллионных бюджетов  Селиверстов, — это и есть наиболее честное и правдивое отражение нашей жизни в искусстве кино, чью функцию быть зеркалом жизни еще никто не отменял.

Пройдут годы, и реальные представления о том, как россияне жили в нулевых, 2000-х годах, о чем они думали, какими они были, можно будет представить по единичным экземплярам правдивого искусства, среди которых будут и фильмы Селиверстова. Все эти с не очень фотогеничной внешностью герои-мужчины, эти женщины и девушки, вечно неловко, неуклюже стремящиеся к любви и сексу, — это и есть герои нулевых. Где-то зажатые, где-то желающие казаться не в меру раскованными, где-то жалкие и эгоистичные, а где-то глубинно и бесконечно одинокие.

Раздражение, которое вызывает творчество Селиверстова, — это раздражение от правды. Наши ровесники родом из совка — такие они и есть в своем робком негармоничном самопроявлении,  в своих клоунско-грязноватых, недоговоренных, невнятных отношениях. Все это реальные, негероические персонажи нулевых, резко отличающиеся от надуманных, лживых героев современного российского официозного и коммерческого кинематографа.

Ирина Дудина

О проекте:

«Росбалт» реализует новый проект — «Петербургский авангард. TOP-20». В его рамках издание рассказывает о молодых и перспективных людях, которые поднимают на новый уровень культуру северной столицы. В конце года будет составлена «двадцатка лучших».

В ходе проекта «Петербургский авангард. TOP-20» планируется серия публикаций и круглых столов в ИА «Росбалт» с молодыми (по биологическому и душевному возрасту) деятелями культуры: писателями, музыкантами, актерами, дизайнерами, фотографами, библиотекарями, лидерами Интернет-сообществ и т.д. «Росбалт» хочет побеседовать с ними о будущем Петербурга, о формировании нового, современного образа северной столицы в мировом информационном пространстве.

«Заявленные в послании президента РФ цели модернизации страны невозможно осуществить без участия молодого поколения, которое должно увидеть, что его творческая энергия и новаторские идеи востребованы обществом. А ведь именно в гуманитарной среде  формируется идеологическая основа для модернизационного прорыва. Технологии без людей не работают. А людям нужна цель и мечта», — считают организаторы проекта.
 
В завершении проекта планируется выбрать 20 молодых специалистов, реализующих в Петербурге интересные общественные и культурные проекты. Финалом проекта станет его презентация: современная мультимедийная выставка и встреча с петербургской молодежью.