Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
1 июня 2010, источник: Сибкрай.ru

В Новосибирске решили избавиться от кондукторов

Состоялась презентация пилотного проекта системы самообслуживания пассажиров в городском общественном транспорте.

1 июня, в 12.00 с остановки общественного транспорта «Речной вокзал» отъехал необычный автобус. Оплатить проезд на нем можно было, приложив транспортную карту к специальному датчику, а кондуктору в автобусе почти нечем было заниматься.
В мероприятии приняли участие заместитель мэра Новосибирска – начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Николай Диденко, начальник управления пассажирских перевозок мэрии Валерий Новосёлов, директор Центра обслуживания транспортных и социальных карт Сергей Шуплецов, руководитель проекта «Электронный проездной – Новосибирск» Александр Гришин, а также представители транспортных предприятий.

Специалисты презентовали журналистам новую систему самообслуживания пассажиров – бескондукторную схему оплаты проезда. Как сообщают организаторы и инициаторы, это следующий этап развития проекта «Электронный проездной – Новосибирск».
Система самообслуживания стартовала на маршруте №68, на котором работают автобусы большой вместимости. В их салонах установлены специальные считывающие устройства – ридеры, к которым пассажир прикладывает транспортную карту и получает квитанцию об оплате, содержащую все реквизиты билета. Если у пассажира нет пластикового проездного, он передает деньги кондуктору, который также производит оплату через считывающее устройство с помощью своей контрольной карты. 

Причем, пассажиры могут самостоятельно произвести оплату в начале, середине и в конце салона. После того, как система пройдёт обкатку на экспериментальном маршруте, будет решаться вопрос об оснащении специальным оборудованием подвижного состава остального парка пассажирского транспорта.

— Год назад мы эту систему уже показывали, — рассказал журналистам Валерий Новоселов. — И все это время шла отработка дальнейшего развития приборов, ее регламент работы. Сегодня мы смонтировали ее на маршруте №68, на восьми автобусах, которые работают у нас на линии. С сегодняшнего дня они в рабочем режиме уже выехали на линию. Теперь 68 маршрут весь месяц будет обслуживаться полностью этими приборами. 

Что касается кондукторов, то, возможно, некоторые люди будут излишни, а определенное количество будет переведено в должность контролеров. И уже сегодня вы видели не кондуктора, а контролера, который следит за горожанами, которые пользуются этим маршрутом. Задача проекта, который мы начали внедрять 3 года назад – это полный переход на безналичный расчет. Люди во всех странах мира пользуются электронной картой. Так будет и в Новосибирске. Мы постепенно развиваем эту систему. Дальше бескондукторная система проезда будет внедряться сначала на муниципальном транспорте, а потом – на всем наземном, который работает в городе Новосибирске.

По словам Валерия Ивановича, те немуниципальные перевозчики, которые имеют в своем подчинении большое количество автобусов, очень позитивно относятся к нововведению. И с удовольствием поставят приборы и на свои автобусы.

Валерий Иванович уточнил, что похожий опыт в Москве, по введению турникетов в общественном наземном транспорте, был отвергнут. 

— Мы изучали опыт в Москве с турникетами. Но и сегодня от жителей идет негатив от турникетов. Потому что создаются очереди. Поэтому мы и приняли эту систему. Такие системы, кстати, есть и заграницей, — например, в Чехословакии, Германии. И много еще где. 

Что касается честности пассажира, то тут новосибирские власти надеются на совесть горожан:

— Каждый пассажир несет ответственность за оплату проезда, — говорит Валерий Иванович. — Просто на линии теперь будет работать больше контролеров.

Петр Назанов, исполнительный директор «Золотой короны» уверен, что именно это решение позволит эффективно решить запросы транспортников. 

— В принципе, в этой системе ничего нового нет: все помнят компостерную систему. – считает Петр Викторович. — Это ее аналог, только на другой технологической основе. А следующим шагом будет, когда мы эту систему свяжем с системой навигации. И тогда автотранспортные предприятия смогут, например, более четко подходить к вопросу планирования маршрутов. Они будут точно знать, на какой остановке человек вышел, на какой вошел. 

В конечном итоге это приведет для них к снижению издержек для получения прибыли. В чем еще преимущество безналичной оплаты? Есть объективная статистика: при внедрении безналичной оплаты повышается доходность предприятия. Понятно, что большинство кондукторов люди честные. Но, к сожалению, не все. Мы анализировали статистику по разным городам. Так вот: при внедрении безналичного расчета доход предприятия возрастает на 20%! И, поэтому есть определенное сопротивление со стороны кондукторов при внедрении системы. Ломаются терминалы, начинается борьба людей и машин. Если терминал не работает – можно рассчитаться наличными.

А вот что касается цены вопроса (стоимость одного терминала, и себестоимость разработки) – об этом, Валерий Новоселов пока говорит неохотно:

— Когда будет определен объем, тогда будем говорить и о цене. Сейчас трудно назвать цифру. Даже если система будет внедрятся без сбоев, то в этом году она полностью все равно запущена не будет. Запуск будет идти поэтапно. Нам ведь и людей нужно приучить, рассказать… Однозначно, для предприятий это выгодно. Эта система будет, в первую очередь, способствовать развитию системы электронной карты и безналичного расчета.

Сколько будет стоит терминал, до внедрения в производство, тоже неясно. «Могу сказать только, что он будет в 2 раза дешевле аналогичных зарубежных аналогов», — заявил Петр Назанов.

Сколько стоят аналоги за рубежом Петр Викторович предложил корреспонденту Сибкрай.ru поискать в интернете.
Владислав Коротченко, директор предприятия-производителя «Интридер», где придумали новую бескондукторную систему, тоже, к сожалению, не может пока говорить о стоимости производства. Потому что в серию приборы пока еще не поступили. Решение о постановке в серию будет приниматься по результатам пилотного проекта. А результаты зависят в первую очередь, от нас с вами – постоянных пользователей наземного транспорта…