Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
1 июня 2010, источник: РИА Новости, (новости источника)

Вознесенский умел обращаться со словами как никто другой — Захаров

МОСКВА, 1 июн — РИА Новости. Андрей Вознесенский, скончавшийся в Москве во вторник на 78-м году жизни, был великим поэтом, прославившим свою страну, свою культуру и свой язык, заявил РИА Новости Марк Захаров, поставивший в «Ленкоме» знаменитый музыкальный спектакль «Юнона и Авось» на слова Вознесенского.

«Он умел со словами обращаться как-то по-своему, как никто другой. Наверное, да, влияние Пастернака было, но все равно он потом пошел своей собственной дорогой — и свинчивал, взбивал, колдовал каким-то волшебным образом слова, которые становились то угловатыми, то обжигающими, то ласковыми, несущими то надежду, то отрицание», — сказал Захаров.

«Он сочинил такие стихи, которые вознесли его на высокую орбиту. Он прошел через опалу, через непонимание, через гонения, через все сложности, которые положено пройти настоящему русскому поэту, и поднялся к высотам поэтического мышления», — добавил режиссер.

Он признался, что смерть Вознесенского вызвала в «Ленкоме» шок.

В свою очередь, альтист и дирижер Юрий Башмет, близко знавший покойного, отметил, что Вознесенский был «естественно, неоднозначной персоной».

«Так же как о многих выдающихся людях существуют разные мнения, о нем тоже можно сказать много всего. Но достойно вот что: он цельно прошел всю нашу историю, благородно выдержал свой путь с достоинством и высоко поднятой головой. Сила его именно в этой цельности», — отметил Башмет.

Он признался, что Вознесенский всегда производил на него впечатление человека светлого, умного, сдержанного и благородного.

Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. В 14 лет послал свои стихи Борису Пастернаку и получил от него приглашение в гости. Это событие определило жизнь Вознесенского.

В 1957 году он окончил Московский архитектурный институт и отметил это событие стихами: «Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, райклубы в рококо!..».

Вознесенский начал публиковаться с 1958 года. Официальные критики ругали поэта. В 1963 году на встрече с интеллигенцией в Кремле Хрущев подверг поэта резкой критике и в запале кричал ему: «Забирайте ваш паспорт и убирайтесь вон, господин Вознесенский!». Однако, несмотря на временные опалы, его стихи продолжали издаваться большими тиражами.

В 1960-е годы Вознесенский выступал со своими стихами в Париже, в Мюнхене. Совершил поездки в Италию, Францию и другие страны. Впечатления от этих путешествий стали строками его стихов.

В 1964 году вышел сборник «Антимиры», в 1966 году — «Ахиллесово сердце», затем, в 1970 году — «Тень звука», в 1972 году — «Взгляд», в 1974 году — «Выпусти птицу!», в 1975 году — «Дубовый лист виолончельный», в 1976 году — «Витражных дел мастер», в — 1979 «Соблазн».

В 1979 году Вознесенский принял участие в альманахе «Метрополь».

В начале 80-х поэт начал писать прозу. В 1982 году он опубликовал повесть «О», в 1984 году — книгу «Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения», в 1987 году — книгу «Ров. Стихи и проза», в 1990 году — «Аксиома самоиска», в 1991 году — «Россiя, Poesia».

На стихи Вознесенского Юрий Любимов поставил в Театре на Таганке спектакль «Антимиры», Алексей Рыбников написал рок-оперу «Юнона и Авось», а Марк Захаров поставил ее в «Ленкоме», Родион Щедрин создал музыкальное произведение «Поэтория».

Андрей Вознесенский экспериментировал и в области художественной формы. Он создавал так называемые «видеомы», в которых стихи совмещаются с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями, текст располагается в определенной форме, например в форме креста (цикл «Распятие»).

В конце жизни Вознесенский тяжело болел, перенес две операции. В последний раз он появлялся на публике 25 января, на вручении премии «Триумф» в музее им. Пушкина.