Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
1 июня 2010, источник: РИА Новости

Вознесенский до последнего момента хотел жить, рассказал Юрий Любимов

МОСКВА, 1 июн — РИА Новости. Андрей Вознесенский, скончавшийся во вторник в Москве после долгой и тяжелой болезни, до последних дней был полон интереса к жизни, рассказал РИА Новости худрук Театра на Таганке Юрий Любимов, поставивший по произведениям Вознесенского два легендарных спектакля — «Антимиры» (1965) и «Берегите ваши лица» (1970).

«Андрей совсем недавно был в театре, и глаза у него были живые — они стремились вобрать все в себя, хотя тело было совершенно немощным. Он хотел жить», — вспоминает Любимов.

Он признался, что очень скорбит об ушедшем поэте и все время вспоминает его стихи.

«Борис Пастернак, когда я его спросил, к кому можно внимательно присмотреться из молодых поэтов — а было это почти полвека назад — сказал: “Обязательно — к Андрюше Вознесенскому. Вникай в его поэзию!”. Другой мой близкий друг, Николай Эрдман, говорил: “Посмотрите, какие у него удивительные стихи!”, — рассказал Любимов.

“В то время поэты собирали тысячи, десятки тысяч людей. Тогда общество интересовалось, куда оно идет. И в своей компании поэтов, людей очень умных и одаренных, они понимали, что мы довольно сложно живем — а это было очень важно. Они несли свое мнение, противостояли”, — объяснил режиссер.

По его мнению, Вознесенского разрешали просто потому, что не понимали смысла, “а то конечно бы закрыли”.

“Я смотрю на стены своего кабинета — и вижу размашистую подпись дорогого Андрея: „Все богини — как поганки перед бабами с Таганки“. А рядом — еще одна подпись: „Люблю Андрея Вознесенского. Катаев“ — сказал Любимов, с грустью вспоминая о „большом совместном существовании“, в которое вылилась их работа над спектаклями.

Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. В 14 лет послал свои стихи Борису Пастернаку и получил от него приглашение в гости. Это событие определило жизнь Вознесенского.

В 1957 году он окончил Московский архитектурный институт и отметил это событие стихами: „Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, райклубы в рококо!“.

Вознесенский начал публиковаться с 1958 года. Официальные критики ругали поэта. В 1963 году на встрече с интеллигенцией в Кремле Хрущев подверг поэта резкой критике и в запале кричал ему: „Забирайте ваш паспорт и убирайтесь вон, господин Вознесенский!“. Однако, несмотря на временные опалы, его стихи продолжали издаваться большими тиражами.

В 1960-е годы Вознесенский выступал со своими стихами в Париже, в Мюнхене. Совершил поездки в Италию, Францию и другие страны. Впечатления от этих путешествий стали строками его стихов.

В 1964 году вышел сборник „Антимиры“, в 1966 году — „Ахиллесово сердце“, затем, в 1970 году — „Тень звука“, в 1972 году — „Взгляд“, в 1974 году — „Выпусти птицу!“, в 1975 году — „Дубовый лист виолончельный“, в 1976 году — „Витражных дел мастер“, в 1979-м — „Соблазн“.

В 1979 году Вознесенский принял участие в альманахе „Метрополь“.

В начале 80-х поэт начал писать прозу. В 1982 году он опубликовал повесть „О“, в 1984 году — книгу „Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения“, в 1987 году — книгу „Ров. Стихи и проза“, в 1990 году — „Аксиома самоиска“, в 1991 году — „Россiя, Poesia“.

На стихи Вознесенского Юрий Любимов поставил в Театре на Таганке спектакль „Антимиры“, Алексей Рыбников написал рок-оперу „Юнона и Авось“, а Марк Захаров поставил ее в „Ленкоме“, Родион Щедрин создал музыкальное произведение „Поэтория“.

Андрей Вознесенский экспериментировал и в области художественной формы. Он создавал так называемые „видеомы“, в которых стихи совмещаются с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями, текст располагается в определенной форме, например в форме креста (цикл „Распятие“).

В конце жизни Вознесенский тяжело болел, перенес две операции. В последний раз он появлялся на публике 25 января, на вручении премии „Триумф“ в музее им. Пушкина.