Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискComboВсе проекты

На Параде 1941 года была продемонстрирована вся мощь Советской армии и стойкость народа. В нем участвовали более 25 тысяч бойцов, которые прямо с площади уходили на фронт, а также порядка 200 тысяч трудящихся. Над городом в морозное и пасмурное утро пролетели сотни боевых самолетов. Принимал легендарный Парад маршал СССР Климент Ворошилов.

В этом году парад был посвящен солдатской славе. Все участники парадного прохождения традиционно были разделены на четыре части. Первая часть «историческая» — это парадные расчеты, экипированные в форму Великой Отечественной войны и вооруженные оружием времен войны. Они сформированы из военнослужащих 2-ой общевойсковой армии Центрального военного округа.

После исторических парадных расчетов по площади Куйбышева прошла историческая техника. 43 машины предоставили частные коллекционеры, военно-патриотические и исторические клубы региона. Ярким украшением исторической части парада стало прохождение легендарного танка Т-34.

Вторая часть прохождения — военная. Это парадные расчеты силовых структур, ветеранских общественных организаций, кадетских школ ПФО.

Впервые в этом году в рамках Парада Памяти состоялся «марш юнармейцев». По площади прошли порядка 2,5 тысяч воспитанников юнармейских отрядов со всех муниципальных образований области. Все парадные расчеты прошли в сопровождении военного оркестра, который исполнил военные марши по партитурам 1941 года.

А изюминкой Парада, несомненно, стал пролет легендарного штурмовика Ил-2, который немцы называли «черная смерть». Самолет, пролетевший над площадью в Самаре, еще четыре года назад лежал на дне озера Кривое у поселка Сафоново-1 Мурманской области.

В 1943-м во время штурма немецкого аэродрома в самолет попал зенитный снаряд и пострадала его система управления. Когда повреждённый в бою двигатель заглох, летчик посадил его на брюхо прямо на лед озера, не долетев до своих всего лишь три километра.

Машиной управлял летчик Валентин Скопинцев. Он выбрался из кабины и вытащил раненого товарища — воздушного стрелка краснофлотца Владимира Гумённого. Вскоре лед не выдержал, треснул, и самолет затонул. Скопинцев потом прошел всю войну, получил четыре ордена, в том числе, орден Нахимова II степени. Найти затонувший самолет Валентин Михайлович попросил своих детей: сына олега и дочь Евгению, а те, в свою очередь, обратились к представителям фонда «Крылатая память Победы».

Поиск и подъем штурмовика провели совместными усилиями родственников командира экипажа, поисково-исследовательской группы «ИКАР», Федерации авиареставраторов, фонда «Крылатая память Победы» и представителей Северного флота. Потом фонд «Крылатая память победы» при поддержке нескольких крупных промышленных корпораций и энтузиастов отреставрировали поставили боевой Ил-2 и поставили на крыло.

Восстановить машину — а удалось сохранить 65 процентов самолета — получилось, поскольку значительных повреждений не было. Штурмовик сел на лед мягко, а все эти годы находился на илистом дне.

Кстати, Самара, а вернее Куйбышев — родина штурмовика. Он был собран здесь 77 лет назад на авиационном заводе № 18.

Подпишитесь на нас
Подпишись на Новости Mail.ru