Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
10 июня 2010, источник: Вести.Ru

Илья Глазунов. Художник для неравнодушных

Народному художнику России Илье Глазунову исполнилось 80. Со знаменательной датой юбиляра поздравил Дмитрий Медведев. В своей телеграмме президент особо отметил талант, патриотизм и просветительскую деятельность художника.

Владимир Путин в поздравлении поблагодарил юбиляра за сохранение традиций российской школы живописи.

Московский петербуржец и петербуржский москвич — это Илья Глазунов о себе. Ленинградское счастливое детство оборвали война, блокада, гибель родителей, эвакуация.

«Мы шли пешком до последнего поезда километров пять, и я видел весь этот ужас первых дней войны, — рассказывает народный художник СССР, академик Российской академии художеств, ректор Российской академии живописи Илья Глазунов. — Беженцы шли, разные люди, гнали скот, блеяли овцы. Я помню солдата — он был в гимнастерке с голубыми глазами, со щетиной».

Эти воспоминания стали этюдами для картины «Дороги войны» — это была дипломная работа. А в 57-м — его первая персональная выставка в Москве. Глазунову тогда — всего 26. Мировая пресса пишет: «Сенсация. Удар в спину соцреализма».

Выставка принесла ссылку в Иваново — Глазунова отправили работать учителем черчения. За диплом поставили «тройку». «Мне сказали: “Знаешь, чем характерна война время соцреализма? Война характерна победой, а тот, кто рисует, как мы драпаем от немцев, достоин другой оценки”, — вспоминает художник.

Он нашел никем не занятую художественную нишу. Проснулся знаменитым — когда проиллюстрировал всего Достоевского. Покорил массы — в годы застоя писал Ивана Грозного и князя Игоря. Подогревал интерес своими протестными полотнами. “Мистерию XX века” запретили показывать публике.

Глазунова обожали или ненавидели, но равнодушия не было. И едва ли кто-то еще мог похвастаться такими очередями на выставки и такими парадоксальными отношениями с властью. “Мистерию” ругали те же, чьи портреты Глазунов писал маслом. Он фактически был “придворным” портретистом. К тому же — выезжающим за границу.

“Папа римский, президент Италии, Лоллобриджида”, — перечисляет Илья Глазунов тех, с кем пришлось поработать.

Портрет его кисти хотел король Испании, но тут Глазунов в интервью на вопрос — кто самый главный преступник XX века – ответил: Ленин. “Это донесли Горбачеву, и он сказал: если Глазунов так думает об основоположнике нашего государства, то никаких его портретов мы дарить не будем”, — рассказывает Глазунов.

Сегодня — когда сопротивляться больше повода нет, и выставки не закрывают, Глазунов говорит: “Я по-прежнему — на острие атаки”. И называет себя убежденным монархистом. Основал и возглавляет Российскую академию живописи ваяния и зодчества. И цитирует Врубеля: “Задача искусства — будить современников величавыми образами духа”.

Его новое полотно — “Раскулачивание” — как всегда масштабное, по размеру и теме. Картину показал на юбилейной выставке в Манеже — там же на открытии сказал, что твердо решил жить до ста.