Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Строй, владей, эксплуатируй: Россия строит в Турции АЭС В Турции началось строительство первой в стране атомной электростанции. Это совместный проект Москвы и Анкары
14 июня 2010, источник: Вести.Ru, (новости источника)

Монастырь старца Филофея вновь стал центром православия

Известная формула «Москва — третий Рим, а четвертому не бывать» на многие столетия, как считается, предопределила вектор развития общественных отношений и политического сознания в России. Эта формула XVI века. И принадлежит она старцу Филофею из Спасо-Елизаровского монастыря в Пскове.

Сегодня это женская обитель, которой до недавнего времени управляла игуменья Елизавета. Слава о ней распространилась далеко за пределы Псковской области. Но ее не стало.

Что за человек ушел от нас в вечность? Несколько лет назад корреспонденты ВГТРК снимали в этих псковских местах программу. «Миссия России по большому счету состоит в том, чтобы удерживать мир от прихода антихриста и от окончательного его распада и разложения. Чем дольше мы сможем устоять на этом рубеже и выполнять эту роль удерживающего от падения и абсолютного присутствия зла во всем мире, тем дольше будет стоять мир. Господу известно, когда нас судить. Но чем дольше будет стоять мир, тем больше насельников Царствия небесного приобретет Царство небесное на земле. Поэтому лучше бы он стоял подольше, а это зависит от нашего внутреннего благочестия», — говорила в 2008 году настоятельница Спасо-Елизаровского монастыря игуменья Елизавета.

Спасо-Елизаровский монастырь на Псковщине был основан преподобным Афросином в 1447 году. Эта обитель знаменита тем, что там находилась икона Божьей Матери Цареградской, хранительницы первого, второго и третьего Рима. Монастырь сыграл огромную роль в становлении русского государства. Здесь подвизался монах Филофей, который дал нам великую идею — «Москва это третий Рим, а четвертому не быть». Настоятельница монастыря была истинно православным, государственным, идейным человеком.

«В этом монастыре жил знаменитый старец Филофей. Старец Филофей, который в начале XVI века создал теорию московского самодержавия. Создал такое теоретическое обоснование московского самодержавного государства, которое в самом кратком виде сводится к знаменитой формуле “Москва — третий Рим, а четвертому не быти”. И вот в посланиях этого старца Филофея Великому Князю Василию выражена эта идея, которая для того времени, конечно, символизировала единство России, символизировала могущество русского государства, русской армии», — рассказывает профессор исторического факультета МГУ Николай Борисов.

Священный холм с 12-метровым распятием из сибирской лиственницы высится под Изборском. В нем собраны все святые псковские земли с Ледового побоища, из Пушкинского, Михайловского, из самого Пскова, откуда ушла 6-ая Воздушно-десантная рота воевать в Чечню и вся полегла там. И из этого Филофеева Спасо-Елизаровского монастыря.

«Я помню, когда мы пришли к ней за этими землями, она вышла из кельи, облачилась в свое одеяние, вывела сестер, подняла горсть земли и ссыпала в нашу кошелку с тем, чтобы мы отвезли как бы память, дух старца Филофея на этот холм. Я думаю, что Родина жива, Родина стоит, у Родины есть армия, у Родины есть ее сыновья, у Родины есть культура, потому что у нее есть такие вот светочи», — полагает писатель и публицист Александр Проханов.

Матушка Елизавета ушла от нас в тот самый момент, когда монастырь ее усилиями был поднят из руин и стал превращаться в один из центров русского православия на западных землях России.

«Восстановление Спасо-Елизаровского Монастыря — это, конечно, огромный подвиг игуменьи Елизаветы и монахинь, вообще всех, кто помогал. Потому что это действительно было общее дело. И я помню этот монастырь где-то лет 15 назад. Он буквально лежал в развалинах. И вот прошлым летом мне довелось еще раз посмотреть. Он воскрес, вы понимаете, он поднялся сверкающей белизной корпуса, это отстроенный собор, это ограда вокруг монастыря, но поставлена. То есть, конечно, восстановление этого монастыря — это огромное культурное дело», — объясняет профессор исторического факультета МГУ Николай Борисов.

«Присутствие вот таких людей, особенно монастырских людей, связано с тем, что монастыри молениями таких людей, подвижниц и подвижников, вытягивают из небес божественную красоту, божественную силу и оделяют, одаряют ею нас. И матушка была одной из таких молельщиц за землю русскую», — уверен Александр Проханов.

Похоронили игуменью внутри ограды Спасо-Елизаровского монастыря. Она молилась о нас каждый божий день в этом храме, о живых и ушедших православных христианах. А теперь здесь будут молиться об упокоении рабы Божьей Лизаветы. Как незадолго до своей кончины сказал матушка в одном из интервью: «Монастыри нужны для того, чтоб было, кому за нас молиться».