Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
16 июня 2010, источник: Вести.Ru

Возвращение забытого имени

В Санкт-Петербурге на Площади искусств в музее-квартире Исаака Бродского открылась экспозиция работ Павла Зальцмана.

«По приглашению Зальцмана смотрел его работы. Работы как произведения искусства хороши, три-четыре из них даже очень хороши, но подход к работе неправильный». Это отрывок из дневника великого художника Павла Филонова. Эти строки он написал в мае 1937 года.

К своим ученикам мастер был невероятно требователен и строг. Создатель аналитического метода в искусстве не мог тогда и предположить, что Павел Зальцман, самый молодой из его последователей, будет верен мастеру до конца. Именно Зальцман в декабре 41-го похоронит Филонова на Серафимовском кладбище и после никогда не предаст учителя, не откажется от его творческих принципов.

«В 1968 году в Ленинграде открылась первая после почти полувекового перерыва выставка Филонова. И все его ученики побоялись прийти. Выступили только Татьяна Глебова и Павел Зальцман. Он находился в это время в Алма-Ате и прислал телеграмму, ее текст был зачитан», — рассказывает искусствовед Елена Спицына.

Как всегда у людей этого поколения — биография, где все на грани. Зальцман родился в семье петербургского немца, царского офицера. Каким-то чудом его не выслали в 30-е годы. Одновременно с занятиями искусством у Филонова он активно работал в кино, «Ленфильм» стал родным для него. В 1942 году вместе со студией он попадает в Алма-Ату. Его немецкое происхождение становится известным, и эвакуация превращается в ссылку. Зальцман остался в Казахстане до смерти в 1985 году.

«Когда он оказался в Алма-Ате, его любовь к Средней Азии оказалась просто спасительна. Ему нравилась восточная среда», — говорит Мария Зусманович, внучка Павла Зальцмана.

Нынешняя выставка — первая экспозиция в родном городе, на которой показаны фундаментальные работы Зальцмана разных лет. Десять листов выполненных до войны, один даже правил сам Филонов. Все остальные акварели и рисунки сделаны уже в Алма-Ате. Хорошо видно, чей ученик Зальцман. Акварелью он пишет, как принято говорить, по-сухому, маленькими точными мазками. Как и Филонов, Зальцман не делал эскизов.

«Зальцмана интересует внутренний мир человека, динамика его душевного мира, в отличие от Филонова, которого интересовало, скорее, движение материи», — говорит Елена Зальцман, дочь Павла Зальцмана.

Благодаря инициативе дочери и внучки художника, имя Зальцмана возвращается ценителям искусства. Недавно изданы и литературные труды художника, который был близким другом Даниила Хармса.