Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
17 июня 2010, источник: Вести.Ru

Пушкинский музей представляет «Знакомое и неизвестное»

Музей имени Пушкина предоставляет экспозицию «Знакомое неизвестное» — 100 произведений из запасников. По количеству и качеству хватит на полноценный европейский музей. Трудно поверить — в фондах Музея имени Пушкина еще сотни, если не тысячи полноценных собраний. Выставлен — и это не преувеличение — только один процент того, что имеется.

Казалось бы, обыкновенный искусствоведческий каталог, но нет — недавно эти 500 страниц были отмечены премией как эталон книгоиздательской деятельности. Он полностью посвящен последним пяти векам искусства Северной Европы. Музей имени Пушкина предоставляет уникальную возможность посмотреть на все картины, представленные в нем, вживую.

Детям, наверняка, понравится натюрморт с капустой и морской свинкой или портрет девочки в костюме маленькой коровы. Индивидуальной, сознательной реакции ждут и от взрослых посетителей, ведь на выставке «Знакомое неизвестное» нет очевидных фаворитов, зато есть ощущение эксклюзивности.

Грандиозное собрание европейской живописи как пришло из запасников музея, так и отправится скоро обратно. Подробнее о выставке — Галина Андреева — директор Российского комитета Международного совета музеев: «Это открытие нескольких школ, которые по последнего времени не являлись такими модными школами. Мы очень хорошо знаем импрессионистов, постимпрессионистов, американцев, англичан и меньше знаем про Германию, Австрию, северные страны».

Знать больше для обычного зрителя — означает фиксировать новые визуальные образы. Вот, например, мрачный «Старик-воин в черном берете». Задача экспертов чуть сложнее — улавливать основные тенденции времени.

«Работа Кристофа Паудина, немца, обучавшегося у Рембрандта в Амстердаме, — картина, которая производит впечатление такого типичного рембрантизма, то есть типичного произведения школы Рембрандта», — рассуждает заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ имени Пушкина Вадим Сладков.

Прослеживается в экспозиции «Знакомое неизвестное» и российский след. Работа Анжелики Кауфман — подруги Гете и знакомой Екатерины II — была написана для русской заказчицы. Это автопортрет. В центре — сама художница. Справа и слева — аллегории музыки и живописи.

«Действительно, с детства ее обучали и музыке, и живописи, и для нее в определенном возрасте встал вопрос выбора — либо заниматься музыкой, либо живописью», — рассказывает старший научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ имени Пушкина Любовь Савинская.

Созданный в XVIII веке портрет графа Никиты Панина написан Александром Рослиным в Париже по заказу России. Материальный мир этой картины, поясняют на выставке, не беднее детальной фотографии.

«Это мастерство — показать не только характеристику персонажа, но показать само материальное окружение, — отмечает Любовь Савинская. — Дать почувствовать и бархат, и холод стали, и блики драгоценностей».

XVIII и XIX века — время, когда Россия активно проникала в международную художественную жизнь, формировались российские коллекции, покупались произведения.

«На выставке можно почувствовать аромат того времени, — считает Галина Андреева. — XVIII — начало XIX веков. Увидеть то, что формировало вкус русского аристократа или русского коллекционера и во многом русского художника, который смотрел на то, что было интересно и модно».

Интересным и модным, вероятно, мог показаться пейзаж немца Якоба Хаккерта. Он прошел через Эрмитаж, Александровский дворец, только в 20 годах попал в Москву. У картины есть «сестра-близнец» в Кельне. Художник был настолько популярен, что ему без конца заказывали одни и те же сюжеты.

«Мастера должны были работать очень много, а немецкие художники как раз отличались удивительной работоспособностью и плодовитостью, — поясняет Любовь Савинская. — И их творчество поражает количеством созданных произведений».

Количеством поражает и сама выставка. В нее, кстати, включена и живопись из постоянной экспозиции XVI века — «Мадонна с младенцем» Кранаха Старшего, поврежденная 200 лет назад, и потому со смещенной вправо композицией или «Аллегория любви» Матиаса Герунга. Здесь суммированы представления о страсти пятивековой давности, амур с завязанными глазами и группы персонажей любовных мифов.

И все-таки главное на выставке — 100 произведений из запасников. По количеству и качеству хватит на полноценный европейский музей. Трудно поверить — в фондах Музея имени Пушкина еще сотни, если не тысячи полноценных собраний. Выставлен — и это не преувеличение — только один процент того, что имеется. Проблему можно обозначить так: «Что имеем, храним. Но почти не показываем». Решит проблему только расширение экспозиционных площадей.