Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
22 июня 2010, источник: Росбалт - Петербург

Авось не вырубят

Закон «О зеленых насаждениях» принят петербургскими депутатами уже во втором чтении. По предлагаемым Смольным изменениям, из списка зеленых насаждений общего пользования должно быть исключено множество скверов и парков. Эксперты полагают, что форсированное принятие закона не сможет обеспечить действенных механизмов их защиты.

В Петербурге продолжается острая полемика по поводу новой редакции Закона «О зеленых насаждениях». Депутаты ЗакСа уже не только успели принять за основу проект закона, но и утвердить ряд спорных поправок. Объяснить смысл происходящего и оправдать действия Смольного накануне попытался председатель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Валерий Калугин.

По его словам, принятие поправок к законам «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге» и «О внесении изменений и дополнения в Закон Санкт-Петербурга “О зеленых насаждениях общего пользования” назрело давно. Эти законы были приняты в 2004 и 2007 годах и содержали множество ошибок и неточностей. В связи с чем глава города Валентина Матвиенко и предложила провести инвентаризацию всех зеленых насаждений города.

Согласно предлагаемым поправкам насаждения будут подразделяться на четыре категории, отличающиеся степенью ответственности за них различных ведомств и властей. Так, например, в первую категорию вошли зеленые насаждения общего пользования, общественный доступ на которые не ограничен. На этих территориях никаких объектов построить будет нельзя, а вся ответственность за сохранность кустов, травы и деревьев ляжет на Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству.

Вторая группа включает в себя внутриквартальные зеленые насаждения, которые планируется передать в ведение муниципальных образований. Здесь Калугин похвалил инвентаризаторов, заметив, что ранее только 30% внутридворовых газонов, скверов и парков попадали под действие закона – статус остальных был не определен.  С принятием закона все внутриквартальные территории будут передаваться на баланс муниципальных образований.

Третья категория включает в себя насаждения, выполняющие специальные функции. Сюда относится “зеленка”, существующая в составе улично-дорожной сети, на территории городских кладбищ, в зонах отвода железной дороги и на других объектах. С этой зеленью коммунальщикам можно “не церемониться”, а вырубать ее в связи с необходимостью расширения дорожной части или ремонта подземных коммуникаций – при условии их восстановления на прежнем или ином месте.

Четвертый тип – это зеленые насаждения ограниченного пользования. Вход на эти территории ограничен различными нормативами и режимами. Сюда относятся парки и скверы, являющиеся государственными, а также насаждения, подчиненные муниципалам.

Далее Калугин рассказал о том, какие зеленые насаждения были исключены из перечня зеленых насаждений общего пользования. Так, например, инвентаризация выявила, что в перечень входило 32 га территорий, принадлежавших Ленобласти. 610 га земли попали в прежний перечень по ошибке, так как являлись частной собственностью. 710 га оказались территорией, находящейся в пользовании у физических и юридических лиц, которые еще не оформили права собственности, но собираются это сделать. 758 га относятся не к насаждениям общего пользования, а к городским лесам. 783 га оказались внутриквартальными территориями, а 445 га – в зоне улично-дорожной сети.

Подводя итог проведенной работы, Калугин отметил, что в результате инвентаризации и внесенных поправок площадь зеленых насаждений не уменьшилась, наоборот, в закон было внесено 770 га, дополнительно выявленных скверов и парков общего пользования.

Впрочем, представители общественных организаций и некоторые депутаты уверены, что исключение ряда территорий из перечня объектов общего пользования и форсированное принятие закона в Законодательном Собрании приведет к тому, что “зеленка” в Петербурге окажется подвластна топору большого бизнеса. Так, например, руководитель Центра ЭКОМ Александр Карпов не видит в новом законе эффективного механизма защиты территорий, кроме тех, что попадают в перечень насаждений общего пользования.

“Я бы с радостью воспринял принятие закона, если бы понимал, как после его вступления в силу граждане могут защищать насаждения и контролировать их сохранность”, — заявил эксперт. Он перечислил свои претензии к каждой категории. Так, например, городские леса не защищены вообще никакими нормами, и на их территории можно строить любые объекты. При этом насаждения, выполняющие специальные функции, вообще не имеют точных границ, поэтому они могут остаться вне действия закона.

Опасения у эксперта вызвали и насаждения ограниченного пользования. Карпов высказал опасение, что после принятия закона эти территории можно будет отдавать в бессрочное пользование хозяйствующим субъектам и приватизировать. 

Также под вопросом с точки зрения застройки защищенность территорий зеленого насаждения ограниченного пользования, считает эксперт. Повисают в воздухе на неопределенное время и внутриквартальные скверы, которые могут быть пущены, например, под расширение парковочных мест.

Карпов привел в пример конкретные скверы, парки и бульвары, территории которых власти перекроили под новый закон под сомнительным предлогом. Среди них – сквер на улице Восстания, на проспекте Стачек, Удельный парк, Пискаревский парк. “Закон о зеленых насаждениях – это хорошая идея, но она была искажена в угоду чьим-то коммерческим интересам. Интересанты, в конце концов, надавили на чиновников, и те решили быстро провести закон”, — заключил Карпов.

Проблемы возникли из-за непонимания результатов корректировки, проведенной Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству. Конфликт между властями и общественниками произошел только из-за того, что Смольный, нарушив все договоренности, решил принять закон очень быстро, чтобы исключить обсуждения отдельных объектов, переставших существовать в перечне объектов зеленого насаждения, заявил депутат Законодательного Собрания, заместитель председателя постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Сергей Малков. “Вброс” закона перед каникулами и его спешное принятие приведет к тому, что мы не примем закона, который изначально планировали. В результате новый закон никак не защитит городские леса и территории ограниченного пользования», — сказал депутат.

Ранее и сопредседатель петербургского отделения ВООПИиК, член Совета по сохранению культурного наследия при городском правительстве Александр Марголис говорил о том, что, вопреки утверждениям чиновников, в историческом центре города площадь зеленых насаждений планомерно уменьшается. По отношению к зеленым зонам политика Смольного носит «устойчиво истребительный характер», считает эксперт. Об этом свидетельствует перечень «зеленых» адресов, которые чиновники намерены отдать под застройку. Речь идет об объектах, запланированных к исключению из списка, находящегося под охраной закона об зеленых насаждениях общего пользования (ЗНОП).

Закон «О зеленых насаждениях» может быть принят в Законодательном Собрании в третьем чтении уже завтра. После этого его остается подписать губернатору Петербурга – Валентине Матвиенко.

Глеб Иванов