Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Ужасно великий: чем Стивен Кинг запугал все человечествоПопулярность Кинга у публики огромна, но академический литературный мир не может решить, причислять ли его к большим писателям
28 июня 2010, источник: Сибирское агентство новостей - Красноярск

«Трасса мужества “Абакан — Тайшет” отмечает юбилей

45 лет назад через горы и овраги, через непроходимую чащу и глухую тайгу пролегла железная дорога. Окрестили строители, да и сами жители близлежащих поселков, её «Трассой мужества».

45 лет назад через горные перевалы и глухую тайгу, над стремнинами горных рек пролегла железная дорога. Эту дорогу называют Трассой мужества.

В 30-е годы будущая магистраль проектировалась как трасса, которая доставляла бы транзитные грузы и пассажиров из районов Средней Азии, Казахстана, Кузбасса в Восточную Сибирь и на дальний Восток страны. Кроме того, эта часть Красноярской железной дороги имела оборонное значение. По ней можно было вести грузы воинского назначения на восток, к границам агрессивно настроенной Японии.

Первая экспедиция геологов-изыскателей вышла в военный 1942 год. Возглавил группу первопроходцев опытный инженер Александр Кошурников. В состав группы вошли инженер Алексей Журавлев и техник Константин Стофато. Оснащенность экспедиции была очень слабой, а рано наступившая зима усугубила условия прохождения экспедиции. Путь пролегал через тайгу, горные кручи, стремительные реки. Отряд прошел 180 километров. Первопроходцы будущей трассы до ближайшего населенного пункта не дошли всего 30 километров. Они погибли. 2 ноября их плот на стремительной реке затащило под лед вместе с Константином Стофато. На берегу Казыра замерз Алексей Журавлев. Последняя запись в дневнике Александра Кошурникова датирована 3 ноября: Пишу, вероятно, последний раз. Замерзаю… Иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и пищи. Вероятно, сегодня замерзну.

Изыскания будущей линии Абакан-Тайшет продолжил друг и ученик погибшего А. Кошурникова инженер новосибирского Сибгипротранса Евгений Алексеев. В 1958 году изыскания были завершены. Строительство трассы к этому времени уже началось. Шли строить не за длинным рублем, а по зову сердца. Путь был сложным. Если посмотреть на трассу сверху, то она напоминает ручную пилу длиной 650 километров, рассказывают те, кто прокладывал эту дорогу.

Линия Абакан-Тайшет проходит через леса, степи, реки и болота. Местами она и вовсе исчезает, уходит в тоннели. Здесь десять тоннелей и десятки мостов, общая длина которых около 10 километров. На трассе расположено 725 искусственных сооружений. Из них самый опасный и завораживающий участок дороги Крольский виадук. С помощью его дорога преодолевает распадок глубиной 56 метров. Длина виадука — 355 метров.

В 1965 году Трасса мужества была сдана в эксплуатацию. Как говорят специалисты, благодаря этой дороге наш регион даже в 90-е годы имел полнокровную жизнь. Именами первопроходцев названы улицы поселков и станции трассы Абакан-Тайшет. В средней школе N22 поселка Кошурниково есть небольшой народный музей памяти первых изыскателей дороги. А на месте гибели Александра Кошурникова высится скромный обелиск, на котором высечено: Изыскатель А.М. Кошурников. 19051942. А юные экскурсоводы музея 22-ой школы говорят: Он шел всю жизнь теми дорогами, которые больше всего были нужны людям.

В честь 45-летия ввода в эксплуатацию трассы Абакан-Тайшет в музее истории станции Абакан организована выставка, в которой отображена вся история создания этой дороги. Здесь можно увидеть даже орудия труда, которыми пользовались строители 50-х годов прошлого века. Сегодня по этой дороге перевозят грузов до 20 млн тонн в год.