Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
29 июня 2010, источник: Вести.Ru, (новости источника)

На реставрацию Большого готовят 13 миллионов кусочков золота

В главном театре страны идет подготовка к сложнейшим реставрационным работам — золочению лепного декора в зрительном зале.

В ближайшее время будет готов фасад по улице Петровка. Ждут также ригельные башни – по 30 тонн каждая. На них установят подъемные механизмы сцены. А сейчас с другой стороны оркестровой ямы – в зрительном зале – идут самые тонкие работы. Готовят под позолоту богатый декор.

«На папье-маше был левкас, позолота. За все время убрали 6 слоев краски, позолоту снимали вручную», — рассказывает прораб Людмила Бабич.

Кстати, то, что элементы – из папье-маше, а не гипса стало открытием. «Лепной элемент – из папье-маше, а в советское время все добавляли из гипса. В результате элементы пострадали», — поясняет пресс-секретарь ФГУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» Евгения Васильева.

Золото будут наносить по старинному методу – на полимент, или «на водку». Способ старинный, сегодня почти утраченный, мастеров собирали по всей России. Утопленное в водке золото ложится ровным слоем, а изначально позолотчики получают его в виде книжечек.

«Мы его выкладываем и режем на кусочки», — говорит реставратор Ольга Миронова.

Лист сусального золота разрежут на кусочки приблизительно по 0,6 квадратного сантиметра. На весь зал Большого театра их уйдет порядка 13 миллионов. Квадрига Аполлона – еще один объект, который вот-вот будет готов.

Нынешняя реставрация – первая научная помощь скульптуре. Еще три года назад выяснили, что ее состояние аварийное и снимать нельзя. В подтверждение этому – слова Михаила Сидорова — официального представителя генподрядчика: «Было ясно, что нельзя снимать, внутри квадрига — полая. И было ясно, что если бы подняли, она повредилась бы».

После реставрации Аполлон предстанет в виде непривычном — с фиговым листочком и лавровым венком из 58 листьев. Это элементы, которые, судя по фотографиям, изначально были на скульптуре Клодта, но потом их утратили. Чертежей не сохранилось, так что воссоздавали по аналогам.

Вообще квадрига за свою историю подвергалась серьезным деформациям. Вначале просел фундамент театра. В войну в нее попали осколки снарядов. Стальной каркас коней уцелел оригинальный клодтовский, а вот с колесницей все сложнее.

«Вскрыли слой – ржавчина на 13 миллиметров», — сообщает руководитель группы по реставрации квадриги Владимир Никифоров.

Реставрацию квадриги завершат к осени этого года. Тогда фасад Большого театра вернется Москве во всей красе.