Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
2 июля 2010, источник: Вести.Ru

Большой театр представляет последнюю премьеру сезона

Большой театр представляет последнюю премьеру сезона. Балет «Петрушка» Игоря Стравинского возрожден спустя почти 100 лет. Спектакль с триумфом шел в Париже в 1911 году. Французов тогда покорили артисты русской антрепризы Сергея Дягилева. Реконструкция спектакля включает восстановленные уникальные декорации и костюмы начала минувшего века.

«Русские потешные сцены» – так Игорь Стравинский окрестил свой балет. Балаганную пантомиму, в которой занято огромное количество танцовщиков, композитор задумывал лишь как пьесу для рояля с оркестром. Сергей Дягилев, услышав эту музыку, предложил превратить пьесу в спектакль. Спектакль принес русскому балету мировую славу. После того, как 99 лет назад «Петрушку» впервые станцевали на сцене парижского театра «Шатле» в рамках «Русских сезонов».

Эта постановка в Большом театре третья. Дважды ставили «Петрушку» в минувшем веке: в 1921-м году и 1964-м году. Хореография Михаила Фокина, сценография и костюмы Александра Бенуа. В главной роли блистал Вацлав Нижинский.

С тех пор «Петрушка» вошла в репертуар многих ведущих театров мира. Впрочем, на сцене Большого театра последний раз его показали 17 лет назад. Нынешняя версия — Леонида Леонтьева, участника первых «Русских сезонов» и руководителя труппы оперы и балета Мариинки в 1920-е годы.

«Балет уже очень давно не шел в нашем театре, уже много лет, и, мне кажется, очень здорово, что мы его сейчас восстановим. Где-то он грустный, где-то заставляет задуматься над чем-то, где-то он наоборот создает настроение какое-то хорошее: широкая Масленица, ярмарка, наши русские обычаи», — говорит Нина Капцова, солистка Большого театра.

Уникальные декорации воссоздали по оригиналам – шедевры Бенуа до сих пор хранятся в Бахрушинском музее. А что до хореографии, то петербургскому балетмейстеру Сергею Вихареву даже не надо было специально сидеть в архивах: Петрушку он начал осваивать еще студентом, потом — станцевал. На сцене Мариинского театра. Преемственность, конечно, не от самого Нижинского, но от не менее прославленного танцовщика – Владимира Васильева. Он играл соломенную куклу в начале 1960-х. В нынешнем спектакле главная партия доверена его однофамильцу — Ивану Васильеву.

«Чем старее балет, тем, наверное, интереснее его танцевать, потому что за его существование его танцевали очень много различных танцовщиков, и каждый вносил что-то свое: какие-то свои эмоции, какую-то свою внутреннюю пластику, и будет очень интересно посмотреть, что сможем сделать мы», — говорит Иван Васильев, солист Большого театра, исполнитель партии Петрушки.

Типичный любовный треугольник. Как у людей. Скромный Петрушка влюблен в Балерину, но она неравнодушна к богатому и красивому Арапу.

«Этот персонаж — соломенная кукла, Петрушка, вся вывернутая наизнанку, но это единственная кукла, у которой есть душа, и от этого он страдает. Он умеет любить, но чувствует боль», — объясняет Иван Васильев, солист Большого театра, исполнитель партии Петрушки.

Премьера «Петрушки» посвящена столетию парижских гастролей Большого театра, организованных Сергеем Дягилевым. Постановка войдет в программу одноактных балетов, наряду с «Треуголкой» и «Русскими сезонами».