Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
2 июля 2010, источник: Вести.Ru

Большой театр теперь открыт с трех сторон

С фасада Большого театра, выходящего на улицу Петровка, полностью убрали леса, на которых работали реставраторы. Скоро они обещают открыть колесницу Аполлона, а внутри уже воссоздают лепнину и позолоту зала. Чтобы сохранить первозданность красок и акустики, используют старинные технологии.

Большой театр скинул леса и строительную сетку еще с одного фасада. Теперь театр открыт уже с трех сторон. Пока прикрыта щитами квадрига с Аполлоном. И снизу не видно, как бригада петербургских мастеров с утра до вечера трудится над деталями колесницы, копытами коней, придавая композиции первоначальный вид, задуманный и реализованный 150 лет назад архитектором Клодтом.

«Работа серьезная и приятная. Во всех отношениях интересно прикоснуться к нашей истории, к этому металлу, которому уже 150 лет. Особые ощущения», — говорит Владимир Никифоров, руководитель реставрационной группы.

Символ Большого серьезно пострадал в 1941 году, когда на здание упала бомба. В прошлом веке квадригу реставрировали лишь фрагментами. Конечно, проще было бы работать с ней в прохладном ангаре на земле. Но любое перемещение композиции могло ее уничтожить. В итоге на крыше театра специалисты сантиметр за сантиметром обновляют и укрепляют шестиметровую скульптуру, по эскизам архитектора восстанавливают то, что утрачено.

«Квадрига разрушалась, был потерян венок, пряжка, фиговый листок. Это надо было восстановить. Остальное — это реставрация скульптуры, которая была установлена 150 лет назад», — говорит Михаил Сидоров, официальный представитель генподрядчика проекта реконструкции Большого театра.

Откроют квадригу к сентябрю. А внутри театр похож на муравейник. Кропотливый труд нескольких сотен человек меняет облик зрительного зала день ото дня. Сквозь столбы пыли просматриваются потрясающей красоты орнаменты на балконах. На каждом ярусе свой рисунок, не похожий на другие. Специалистам пришлось восстанавливать сотни фрагментов. Среди них те, которые раньше наспех делали из материала, ухудшающего акустику.

«При реставрации в 40-е, 70-е годы были вставки из гипса и цемента. Их мы сейчас полностью демонтировали и заменили настоящим папье-маше по старинным методикам, не нарушающим старинные технологии», — отмечает реставратор Вера Бабич.

Следующий этап — позолота. В Большом золотили балконы старинным способом. К моменту реставрации выяснилось, что мастеров «русской технологии» остались единицы. В столице таковых не оказалось вообще. Их нашли в Нижнем Новгороде и Петербурге. Здесь важно правильно сделать основу декора из особой и очень ценной глины.

«Эту глину достают из большой глубины. Ее отмачивают, из ведра получают всего сто граммов глины, применяемой для полимента», — продолжает Вера Бабич.

Потом наносится еще одно покрытие, в составе которого яичный белок, его тушат 40 суток. Нанесенное на этот состав золото уже никогда не потускнеет.