Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
8 июля 2010, источник: РИА Новости, (новости источника)

Лидеров российского кинопроизводства обязали потратиться на артхаус

МОСКВА, 8 июл — РИА Новости. Восемь лидеров российского кинопроизводства, получивших деньги от государственного Фонда поддержки кинематографа, обязаны будут потратить по 30 миллионов рублей из выделенных средств на артхаусные фильмы, сообщил в интервью РИА Новости глава Фонда Сергей Толстиков.

«С восемью компаниями, которые получают поддержку через Фонд, есть договоренность, что порядка 30 миллионов рублей из выделенных им 250 будут направлены на авторское кино», — сказал Толстиков.

Реформа госфинансирования кинематографа началась в ноябре, когда прежняя система, при которой деньги выдавало министерство культуры, была окончательно признана неэффективной. Многие кинопроекты, получившие господдержку, не только не возвращали затраченные средства, но даже не выходили в прокат. С финансовой точки зрения ситуация выглядела настолько плачевно, что постфактум даже вызвала недовольство Счетной палаты, проведшей в апреле 2010 года внеплановую проверку и обнаружившей несоблюдение сроков и законов почти в каждом контракте. В итоге был создан специальный Фонд поддержки кинематографа, в распоряжение которого поступило 2,8 миллиарда рублей. Фонд выбрал восемь лидеров кинопроизводства, в число которых вошли СТВ, «Дирекция кино», «Тритэ», ЦПШ, «Профит», ArtPictures, «Базелевс» и «Рекун». Каждый из них получил по 250 миллионов рублей. Еще 800 миллионов решено было пустить на социально-значимые проекты и премирование фильмов, привлекших более миллиона зрителей.

В прессе широко обсуждался тот факт, что в ведении министерства культуры осталось лишь 850 миллионов рублей, из которых ведомство должно было исхитриться профинансировать дебютное, артхаусное, детское, анимационное, документальное и короткометражное кино.

Однако, по сведениям Толстикова, субсидии, распределяемые министерством, никто не сокращал. «У них есть 1 миллиард 380 миллионов рублей. Столько же, сколько и было на тех направлениях, которые оно финансирует. Государство понимает, что необходимо воспроизводство кино как искусства и развитие киноязыка».

На портале культурного ведомства, действительно, приводится декабрьский проект постановления правительства, согласно которому на министерские субсидии отводится более 1,4 миллиарда рублей. Вместе с тем, сайт правительства РФ содержит окончательный вариант постановления «об утверждении Правил предоставления в 2010 году из федерального бюджета субсидий на поддержку кинематографии» от 21 декабря 2009 года, где фигурирует цифра 849960,9 тысяч рублей.

Эту же цифру подтвердил РИА Новости и замдиректора департамента кинематографии Минкультуры Игорь Каллистов. «Согласно постановлению от 31 декабря 2009 года № 1216, нам была перечислена сумма 849 миллионов 960 тысяч рублей. Мы действуем в соответствии с этим постановлением», — сказал он.

«Фонд заинтересован в том, чтобы с авторским кино все было в порядке. Фонд — часть общей площадки кинематографии, и нам совершенно небезразлично, что происходит на других лужайках. Если мы часть, мы должны видеть, в каком общем контексте находимся», — подчеркивает Толстиков.

Вместе с тем, лезть во внутренние дела артхаусного производства Фонд, по уверению его главы, не намерен.

«Это в мейнстриме возможен какой-то внешний судья, потому что там есть экономические параметры. А тут — тонкая, деликатная, внутрицеховая тема», — говорит Толстиков.

Он, однако, подчеркивает, что «если мы хотим деньги экономить, а не просто их палить, нужны правила», и режиссеры, продюсеры и критики, задействованные в процессе создания авторских фильмов, должны собраться и в собственных же интересах такие правила выработать.

Единственное пожелание главы Фонда к артхаусу — сделать так, чтобы «после кино тебя не тянуло утопиться в первом же попавшемся пруду».

«Авторские фильмы в большинстве своем не слишком оптимистичны. Когда вы выходите с такого фильма, вы, конечно, погружены в экзистенциальную проблематику, но понимания, как дальше жить, не прибавляется. Нельзя обвинять в этом создателей фильмов, искренних и талантливых, остро чувствующих болевые точки, но когда рядом с этим нет ничего светлого и легкого, создается упрощенное представление, будто авторское кино — депрессивное, радикальное и ненужное широкому зрителю. Какая-то легкость, какой-то свет, тот же катарсис должны присутствовать», — утверждает Толстиков.

«Ясно, — продолжает он, — что по заказу это все нельзя сделать: нельзя разнарядку сверху спустить, сколько снимать фильмов депрессивных, а сколько — веселых», однако же критике, по его мнению, стоило бы «сформулировать такой запрос участника кинопроцесса более явно».

«Маргинализация авторского кино — абсолютно тупиковая позиция», — убежден глава Фонда поддержки кино, который приводит в пример Кустурицу, братьев Коэнов и Вуди Аллена, снимающих авторские, но в то же время популярные и кассовые фильмы.