Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
9 июля 2010, источник: Вести.Ru

Увидеть Париж и заскучать по Тбилиси

В Строгановском дворце открылась выставка Ладо Гудиашвили.

Он покорил Париж всего за год. В 1920 году молодой грузинский художник Ладо Гудиашвили приехал во Францию на стажировку, снял мастерскую на Монпарнасе. И уже через несколько месяцев его работы появились в самых известных галереях Парижа, а в 1922 году — персональная выставка рисунков и акварелей.

«Эти работы привлекли внимание сразу, о них сразу начали писать. Они позволили французам услышать это сложное имя. Ладо Гудиашвили довольно сложно звучит по-французски, но тем не менее этот художник сразу запомнился», — рассказывает заведующая отделом рисунка Русского музея Наталья Козырева.

Искушенную парижскую публику Гудиашвили покорил самобытностью. В основе его творчества — древнее грузинское искусство. На гармоничность формы, свойственной Кавказу, не повлияли никакие модные европейские течения. Главные сюжеты работ грузина в Париже остались прежними — люди и животные. К нему благосклонны Модильяни и Пикассо, пресса и капризная критика. Но в его французских работах все чаще тоска и депрессия — мастер безумно скучает по родному Тифлису. По памяти рисует «Кавказский пейзаж», где лачуги лепятся к горным склонам, и тонкие мостки пролегают над пропастью.

В 1925-м художник принимает окончательное решение — вернуться в Грузию. Его уговаривают остаться, прочат блестящую карьеру не только во Франции — по всему миру, однако все напрасно. На родине он много работает, но все складывается далеко не безоблачно. В 1945-м Гудиашвили расписал алтарь церкви в Тбилиси, за это был исключен из партии и потерял работу в художественной академии. Долгие 50 лет в Советском Союзе не было ни одной выставки работ Гудиашвили. И нынешняя была бы невозможна, если бы не коллекционеры. Семья Манашеровых — земляки художника — собирала его работы больше 10-ти лет по всему миру.

«Что-то мы нашли в США. Это казалось невозможным. В 1925-м эти работы увезли в Штаты, но две теперь здесь. Некоторые работы были во Франции, Германии, Грузии». – говорит коллекционер Ивета Манашерова.

До Строгановского дворца работы Ладо Гудиашвили были выставлены в Третьяковской галерее. Научные сотрудники московского музея приехали в Петербург — посмотреть, как разместилась выставка на Невском проспекте. И рассказали коллегам о небывалом наплыве посетителей в Третьяковке и огромном количестве восторженных комментариев. Рецензий на творчество Ладо Гудиашвили ждут и в Строгановском дворце — здесь листы книги отзывов пока чисты.