Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
12 июля 2010, источник: Вести.Ru

Чайковский в бронзе

В Петербурге хотят, но не могут поставить памятник Чайковскому: есть проект, но нет официальных согласований. Бронзовый композитор может стать не просто культурным событием — своего рода архитектурной сенсацией.

Петр Чайковский должен стоять в створе Думской улицы, на пятачке, ныне занятом экскурсионными автобусами, уверены инициаторы проекта. Неподалеку — филармония и музыкальные классы консерватории, которые раньше располагались в Михайловском дворце, где композитор учился, преподавал и выступал.

Борис Березовский, президент Филармонического общества, рассказывает о причинах трудностей: «Раньше там стояла фигурка Лассаля, исторически сложно было. Могут возражать церковь, могут возражать охранные учреждения, но надо подумать, посоветоваться, всегда неожиданное потом становится приемлемым». Березовский считает, что Чайковский в Петербурге увековечен явно недостаточно, и демонстрирует рабочие чертежи: памятник работы скульптора Алексея Архипова вместе с пьедесталом — четыре метра высотой. Рядом — маленький скверик. Не колосс, но весьма броская архитектурная примета, меняющая привычный облик Невского проспекта. До переговоров с КГИОПом (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры администрации Санкт-Петербурга) дело пока не дошло. То, что памятник Чайковскому городу нужен, недавно признала комиссия Законодательного собрания.

Биография Петра Ильича Чайковского известна во всех подробностях: сохранились все его сочинения, личная переписка, десятки фотографий и прижизненные портреты. Несмотря на богатейший иконографический материал, никому из скульпторов так и не удалось подготовить однозначно удачный проект памятника композитору.

Так, например, возвести Чайковского на пьедестал в Петербурге пытались в 1988 и 1993 году. В первый раз провели творческий конкурс. Из пяти десятков представленных работ ни одна не оправдала ожиданий. Несколько гипсовых макетов, сохранившихся с того времени, хранятся в Музее городской скульптуры.

«Были присуждены три премии участникам конкурса, но жюри решило ни один из проектов не рекомендовать к реализации, и в решении жюри также было записано провести второй тур конкурса, но предварительно определиться с местом», — сообщает Вера Рытникова, главный хранитель Государственного музея городской скульптуры.

Место под памятник тогда искали по всему городу: у входа в Мариинский театр, во дворе Капеллы и даже на лужайке перед Каменноостровским театром — это необычное решение предложил академик Лихачев. История может повториться уже в третий раз. И снова — из-за проблем с топографией. В Петербурге несколько десятков адресов, связанных с композитором. Сначала нужно выбрать, где ставить памятник, а потом уже решить, какой. Иначе Чайковский будет и дальше существовать не в бронзе, а в долгосрочном проекте.