Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты
COVID-19: Новые случаи
США

На фоне пандемии многие страны, где зафиксированы вспышки коронавируса, в том числе не самые значительные, столкнулись с новой бедой — паническими покупками со стороны граждан, испуганных перспективой дефицита. Не всегда правдивые истории об оптовых закупках туалетной бумаги и консервов становятся «проверкой на прочность» для торговых сетей. В США возник дикий спрос не только на средства гигиены, но и на более серьезный товар — оружие и боеприпасы. Ритейлеры тоже призывают клиентов к благоразумию, но не всегда успешно.

«Известия» изучили ситуацию в разных странах с наиболее запасливыми гражданами и попытались постичь природу действий охваченных паникой покупателей.

«Закончились подгузники и салфетки»

«Не больше четырех в одни руки!» Тем, кто помнит времена СССР и период сразу после его распада, подобные ограничения на количество доступных для покупки товаров знакомы. Но это — фраза не из времен тотального советского или постсоветского дефицита, а из текста объявления, которое можно увидеть сейчас в большинстве британских магазинов. Их владельцам, как и их коллегам во многих европейских и североамериканских сетях, приходится идти на немыслимые прежде меры для нормальной работы своих логистических систем.

Поводом для этого послужила небывалая активность покупателей, которые на фоне распространения нового коронавируса и объявленного во многих странах тотального или частичного карантина с полок сметают почти любые товары длительного пользования — туалетную бумагу и бумажные полотенца, бытовую химию и средства личной гигиены, в том числе дезинфицирующие гели для рук, консервированные продукты и бакалею, «долгоиграющее» молоко и питьевую воду.

«Супермаркеты не продают более четырех одинаковых вещей на руки. Закончились подгузники, салфетки влажные и обычные. Четверть полок в магазине пустые. И, похоже, Англия закрывается на карантин», — рассказала «Известиям» россиянка и молодая мама Екатерина Лайнс, жительница деревушки Ten Mile Bank в графстве Норфолк.

Источник: AP 2020

Увещевать разошедшихся от страха покупателей британским торговым сетям пришлось всем вместе. Консорциум предприятий розничной торговли, объединяющий ведущих ритейлеров, в том числе Tesco, Sainsbury’s и Asda, опубликовал открытое письмо, заверяя покупателей, что персонал «трудится круглосуточно, чтобы не оставить страну голодной» в период пандемии:

Но нам нужна и ваша помощь: мы просим всех более внимательно отнестись к совершению покупок. Мы понимаем ваши опасения, но покупая что-то в избытке, вы оставляете кого-то еще без нужного товара. Если мы будем действовать совместно, то хватит всем.
The Independent

«Люблю я макароны!»

С повышенным спросом на некоторые товары столкнулась и Франция, которая наряду с Италией стала одним из самых серьезных очагов инфекции в Европе. С полок супермаркетов пропадают горячо любимые жителями республики макароны, а также рис, масло и средства гигиены: туалетная бумага и детские подгузники. В начале марта продажи макаронных изделий выросли почти на 60%, муки — на 25%, риса — на 20%.

Это явление отмечается «повсюду во Франции, а не только в тех районах, где сообщалось о случаях заражения людей», констатировал представитель бренда Auchan. При этом он заверил, что покупателям не стоит бояться дефицита, передает BFM TV.

Источник: AP 2020

Реагируя на появившиеся очереди в магазинах, глава минфина Бруно Ле Мэр заявил, что «безопасность поставок продовольствия и товаров первой необходимости во Франции гарантирована сегодня, она будет гарантирована в ближайшие недели, а дефицита не будет».

В Германии ситуация тоже неприятная — продуктов вроде бы всем хватает, но вот сотрудников торговых сетей, чтобы своевременно расставлять товары на полках, — не всегда. На этом фоне второй крупнейший в стране ритейлер — REWE — обратился за помощью ко всем, кто может прийти на работу на временной основе, чтобы стеллажи в магазинах не выглядели опустошенными. В частности, как пишет Reuters, такой призыв сеть адресовала студентам — университеты в Германии всё равно закрыты, а подработка учащимся явно не помешает. Германская ассоциация розничной торговли HDE заверяет, что ограничений на время работы магазинов не будет, хотя и признает, что «временных перебоев» с поставками тех или иных товаров избежать не удастся.

По вирусу из всех стволов

Панические покупки, спровоцированные в том числе и действиями медиа, «выхватывающих» наиболее «вкусные» фрагменты сценок в магазинах, фиксируются и в США. Впрочем, в Северной Америке проявился и другой интересный тренд — опасаясь социальных катаклизмов из-за коронавируса, местные жители активно запасаются оружием и боеприпасами.

Судя по данным от ритейлеров, наиболее активно пистолеты и винтовки разбирают в штатах, где больше всего случаев заражения, в том числе с летальным исходом, — Калифорнии, Нью-Йорке и Вашингтоне.

Но рост спроса фиксируется и в других, менее пострадавших районах, где люди, впервые приобретающие оружие, опасаются нарушения порядка, а владельцы оружия обеспокоены тем, что правительство, вводя чрезвычайные меры, может ограничить покупки оружия.
The Los Angeles Times
Источник: AP 2020

По данным продающего боеприпасы онлайн-магазина Ammo.com, в период с 23 февраля по 4 марта объем трансакций вырос на 68% (по сравнению с предыдущим 11-дневным периодом). Значительная доля покупателей стволов — это американцы с азиатскими корнями, которые готовятся к возможным ксенофобским выпадам против них с учетом того, что «родиной» инфекции стал Китай.

«В связи с повышенным спросом»

Российские ритейлеры говорят, что также не испытывают каких-то серьезных проблем с поставками, «узкие места» обычно возникают в логистической сфере, в том числе с выкладкой товара на полки. Сервис по доставке продуктов «СберМаркет», который сотрудничает с ведущими ритейлерами, уведомил клиентов об увеличении временных интервалов между слотами доставки «в связи с повышенным спросом», но пообещал, что в скором времени будет работать уже в штатном режиме. Сервис также заявил о росте объема заказов на 104% на 13 и 14 марта, однако там связывают этот тренд не только с коронавирусом, но и с традиционным ростом спроса на выходных, пишет РБК.

Супермаркеты в России во время пандемии
Во время загрузки произошла ошибка.
Во время загрузки произошла ошибка.
Во время загрузки произошла ошибка.
Во время загрузки произошла ошибка.
Во время загрузки произошла ошибка.
Во время загрузки произошла ошибка.
Во время загрузки произошла ошибка.
Во время загрузки произошла ошибка.
Во время загрузки произошла ошибка.
Во время загрузки произошла ошибка.
Во время загрузки произошла ошибка.
Во время загрузки произошла ошибка.
Во время загрузки произошла ошибка.
Во время загрузки произошла ошибка.

Очевидных причин для беспокойства нет. В частности, президент Владимир Путин посоветовал россиянам не тратить деньги на закупки «про запас». «Главное, чтобы люди понимали, что (ситуация) надежная, чтобы не тратили деньги на продукты, которые потом приходится выбрасывать», — подчеркнул глава государства.

В погоне за чувством контроля

Психологи квалифицируют поведение потребителей, которое чаще всего и становится истинной причиной реального или мнимого ажиотажа, как панические закупки.

«Когда теряешь субъективное чувство контроля, то начинаешь покупать вещи, чтобы постараться разрешить проблемы, приведшие к первоначальной утрате контроля, — отмечает доцент кафедры организационного поведения в бизнес-школе и исследовательском институте INSEAD (Сингапур) Эндрю Йеп. — Другими словами, когда вы встревожены из-за вируса, то начинаете закупать товары, которые потенциально могут предотвратить заражение или сделать окружающие вас места чище. В итоге люди покупают маски, антисептики для рук, моющие средства для поддержания чистоты в офисе и дома и так далее».

«Панические покупки» товаров, которые призваны защитить от COVID-19, в том числе объясняются тем, что коронавирус — «невидимый враг». «А когда не видишь врага, то теряешь чувство контроля, — отметил Йеп в беседе с Deutsche Welle. — В такой ситуации пытаешься сделать что-то, чтобы компенсировать эту потерю и восстановить контроль. Покупка определенных вещей — один из способов сделать это».

Источник: AP 2020

Ощущение контроля можно получить благодаря достаточному информированию о проблеме. Впрочем, тут важно не переборщить — чересчур обильный просмотр «пугалок» в СМИ или соцсетях даст противоположный эффект.

Одна из причин большого количества панических закупок заключается в том, что люди видят фото и видео того, как другие закупают туалетную бумагу и прочие товары, а полки пустеют.
Эндрю Йеп

Один из способов ограничить потребление такого «вирусного» контента, который только усиливает страхи — просто выключить телевизор или компьютер, считает клинический психолог Михаил Хорс. «Желательно окружить себя людьми, которые поменьше психуют из-за всего этого, людьми, склонными к более такому спокойному, рациональному рассуждению. Смотрите телевизор, ОК, но смотрите что-то доброе, фильмы всегда хорошие показывают. Новости пришли — ну выключите их. Почему мы так зависимы от новостного контента? Выключите, никто от этого не умрет», — предложил специалист.

Уверенность по дешевке

Об эффекте соцсетей и поиске чувства защищенности говорит и профессор психологии в Университете Британской Колумбии Стивен Тэйлор. По его оценке, вспышки покупательской активности, возможно, связаны «с картинками из соцсетей», а изображения пакетов из магазинов узнаваемых торговых сетей «стали символом уверенности в людских головах». «Люди чувствуют необходимость обезопасить себя и свои семьи, поскольку всё, что они могут сделать, — это мыть руки и самоизолироваться», — отмечает специалист канадского вуза, с которым побеседовала Le Parisien. Болезненная потребность в определенных покупках, в тех же базовых продуктах или туалетной бумаге, — это всего лишь «способ избежать крайне неприятных вещей», таких как голод или антисанитария.

Источник: AP 2020

Впрочем, для того чтобы чувствовать себя в безопасности, люди, даже находящиеся в состоянии стресса, не склонны тратить слишком много денег. «Мы хотим получить чувство контроля при ограниченном бюджете, — отмечает Фарасат Бухари, специалист по вопросам экономики в сфере здравоохранения в Британском университете Восточной Англии. — Мы покупаем что-то дешевое, что можно хранить, зная, что со временем всё равно это используем».

Справка
Бананы, посылки и летучие мыши. Самые популярные мифы о коронавирусеГоворят, что вирус можно вылечить раствором соли или чаем Бань Лань Гэнь и что он распространяется с бананами и посылками с «Алиэкспресса»
Во время загрузки произошла ошибка.
Симптомы COVID-19 в сравнении с привычными заболеваниями
Карта распространения COVID-19 в мире. По данным Роспотребнадзора/JHU CSSE на 00:24 MSK, 24.10
Этот материал опубликован более суток назад. Поэтому данные, приведенные в нем, могут устареть и не совпадать с текущими.
Подпишитесь на нас
Подпишись на Новости Mail.ru