Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
14 июля 2010, источник: Росбалт - Петербург

Музыка для «вправления мозгов»

Лаборатория музыкально-компьютерных технологий РГПУ им. Герцена стала знаменитой, после того как в ней помузицировал президент Дмитрий Медведев.  О специфике лаборатории «Росбалту» рассказали заслуженный работник высшей школы, доцент кафедры теории музыки СПб государственной консерватории Нина Бергер и заведующая лабораторией, преподаватель ДМШ №16  Нина Яцентковская.

— Как получилось, что к вам решил заглянуть Дмитрий Анатольевич?

— Н.Я. Лаборатория музыкально- компьютерных технологий — инновационное место, поэтому, наверное, когда планировался визит президента  в педагогический  университет,  и решили показать ее Дмитрию Анатольевичу. Ну а уж то, что он захотел попробовать себя в качестве человека только-только начинающего обучаться музыке — это произошло спонтанно, никто этого заранее не готовил.

— Насколько я понимаю, речь идет о принципиально другом взгляде на музыкальное образование  и на  роль музыки в формировании личности. Как вы пришли к этому?

— Н.Б. Давным-давно, когда я была начинающим педагогом, я пришла работать в Дом ребенка. Вообще, там не предполагалось преподавания музыки, но директор этого Дома очень хотела попробовать все возможности улучшить состояние и развитие детей и нашла способ меня пригласить — как-то это оформила. У меня было много энтузиазма и уже тогда — некоторые идеи, так что я весьма активно стала приучать детей к музыкальному языку. Это были маленькие 2-3-летние дети, которые совсем не умели говорить  — в отличие от домашних детей такого возраста. Вербальное развитие безнадежно отставало, педагог махнула на них рукой. А на музыкальных занятиях они играли в ритмическом оркестре, маршировали и начали подпевать со словами, копируя то, что я им показывала… И через несколько месяцев дети стали говорить. Комиссия не могла в это поверить, руководство Дома ребенка обвинили, что они подменили детей, чтобы фальсифицировать результаты. Но никто никого не подменял, а результат тогда оказался весьма неожиданным  и для меня самой.  Музыкальные занятия явились катализатором развития вербального интеллекта.

Потом, в консерватории  я работала с людьми, у которых открылся голос уже во взрослом возрасте и они нуждались в освоении музыкального языка, чтобы стать профессиональными исполнителями, работала с артистами балета, которые заканчивали карьеру и приходили учиться на балетмейстеров — им тоже нужно было быстро освоить музыкальный язык. Параллельно с консерваторией выпала возможность работать в разных местах (школе, студиях, кружках и т.д.) с различным контингентом людей. У меня накопился опыт, понимание, что и как работает, сформировался определенный подход — «Способ обучения практическому музицированию», запатентованный как изобретение,  и я открыла студию «Музыка для всех» со старыми подреставрированными электронными клавишными  инструментами: решила опробовать свою систему там.  Ко мне приходили дети с мамами и бабушками учиться музыке. Ничего не надо было зубрить, ничего не надо было бояться, и сидеть по струнке тоже не надо было. За инструмент я всегда сажала ребенка с мамой или бабушкой, и они осваивали его вместе. Такое у меня было условие. Никаких зрителей — только участники. Надо сказать, это рождало совершенно удивительные отношения у взрослых с детьми — они на равных учились совершенно новому для себя делу, переживали друг за друга. 

Стереотип, когда взрослый следит,  чтобы ребенок не шумел, не отвлекался, сидел ровно и т. д., то есть выступает в роли надзирателя,  начинал понемногу исчезать. Дети и взрослые объединялись в первичные музыкальные группы — учились слышать друг друга, взаимодействовать. Ко мне стали приводить детей с проблемами в общении, с заиканием. И состояние детей заметно улучшалось. То есть, это была и своего рода психотерапия.

— Н.Я. На  детях с нарушением слуха, с которыми я работаю, очень хорошо видно положительное воздействие обучения музыкальному языку. Казалось бы, они  не все слышат, но через вибрацию, ритм  у них идет перенастройка органов восприятия, и их реакции начинают приближаться к реакциям детей, которые слышат лучше. Глухие начинают реагировать как слабослышащие, а слабослышащие как дети с немного ослабленным слухом.

— А в обычный массовый детсад, в обычную школу эту методику преподавания музыки можно внедрить? Или это сугубо авторский подход?

— Н.Б. Это очень важный вопрос. Действительно, есть авторские методики, которые отлично работают у самих авторов, но нереализуемы силами других людей. Эти методики слишком зависят от индивидуальных особенностей преподавателя.  Так вот я потратила немало сил, чтобы сделать свою методику типовой, т.е. той, по которой может работать каждый учитель с любым контингентом учеников. И ее можно использовать с разным музыкальным материалом — классикой, роком, рэпом…

— Есть конкретный детский сад, школа, где методика испробована?

— Н.Б. Есть школа, где методика применялась в одном из классов — как эксперимент. С первого по выпускной класс ребята учились музыкальному языку по этой методике. Это «Школа радости» в городе Апатиты. Этот класс выпустился пять лет назад с оценками гораздо выше средних по городу. Все ребята поступили в вузы, все любят музыку и умеют играть на разных инструментах. И проблем с алкоголем и наркотиками у них не было и нет. Есть еще и результаты преподавания в поселке Зеленоборский Мурманской области. Там тоже отмечено мощное положительное воздействие методики. Несколько лет назад обучение музыке по этому способу началось в г. Устюжна. Планируется распространить этот опыт на другие школы.

— Кроме обучения музыкальному языку методика нацелена на раскрепощение личности, насколько я понимаю?

— Н.Б.У нас в обществе присутствует заниженное отношение к самим себе. И к музыке это относится в полной мере. Люди уверены, что у них нет слуха —  «слон на ухо наступил», они не музыкальны, им никогда не разобраться в этом сложном предмете. Существует своего рода музыкальный невроз: люди чувствуют себя неполноценными в отношении музыки, нотной грамоты. Это ущербное ощущение можно легко убрать, и человек начинает в целом чувствовать себя более раскрепощенным, полнее  ощущать жизнь, больше верить в себя. Ведь музыкальный язык — это не что-то искусственное: мы живем в мире звуков и музыкальный язык помогает нам в нем ориентироваться, структурировать этот мир звуков. Одновременно это и ненасильственное развитие интеллекта. Ведь в музыке развивается и умение структурировать наше многослойное мышление, вырабатываются новые связи. Я полагаю, что буква, цифра и нота представляют три равноправные  знаковые системы. Музыкальная письменность — это геометрически структурированное высотное пространство, являющееся аналогом цифровых игр. Владение нотной грамотой развивает пространственный интеллект.

— Принципы вашей методики изложены в книгах?

— Н.Б.Да, у меня есть книги-пособия для обучения музыкальному языку совсем малышей и детей постарше, есть монографии, среди которых «Современная концепция и методика обучения музыке», вышедшая в 2004 году.

— То есть вы по сути рассматриваете музыку не как искусство для искусства, а как одно из средств развития человека?  Это совершенно новый поворот мысли. Мы привыкли смотреть на музыкантов как на людей со специальными способностями, а на музыку как на отдельную отрасль деятельности — для профессионалов.

— Н.Б.К сожалению, это так. И за это мы должны благодарить девятнадцатый век, когда резко возросло внимание к виртуозности исполнения, а сами исполнители обособились в отдельную группу. И в СССР тоже прежде всего внимание уделялось виртуозам, подготовке выдающихся исполнителей. Музыка как средство развития и познания мира выпала из жизни.

— Занятия по вашей методике проходят индивидуально или в группах?

— Н.Б.Ансамблевое музицирование — это главный вид занятий музыкой. Во-первых, обращаясь к прозе жизни,  это гораздо рентабельнее. Во-вторых, это помогает развивать многие необходимые социальные качества — умение играть в команде, исполнять свою партию и одновременно слушать партнера, проявлять терпение в ожидании своего соло, концентрировать внимание.

— А какое-то распространение методики по России происходит?

— Н.Б. В общем, скорее да. Я регулярно провожу семинары для преподавателей музыки в России и за рубежом.  Вот, только что провела семинар для преподавателей с Урала, из разных городов. В последнее время часто езжу в Москву, похоже там тоже будет идти преподавание  в одной из школ. Но, конечно, пока все это на уровне энтузиазма. Хотя мои пособия печатаются регулярно и очень быстро расходятся. Я считаю, что главная задача – создать учебники, на основе которых  человек может с легкостью разовьет в себе умение музицировать. Это – прямой путь к развитию творческого потенциала личности и понимаю художественных музыкальных шедевров. Тогда можно ставить вопрос о том, чтобы музыкальное образование стало неотъемлимым слагаемым личности образованного человека ХХI столетия.

— Н.Я. В Петербурге я работаю по этой методике в двух учебных заведениях — Детской музыкальной школе №16 и в интернате №33  для детей с нарушением слуха.

— Если кто-то из наших читателей захочет освоить музыкальный язык по вашей методике, куда ему обращаться?

— Н.Б.К нам в лабораторию или можно сделать семинар на базе факультета повышения квалификации в консерватории.

— Н.Я. Можно обращаться по электронной почте.

— В заключение вопрос, что называется, из другой оперы. Все больше людей не расстается в своих поездках и походах по городу с наушниками — слушают музыку.  И, как правило, не какую-то сложную, инструментальную, а нечто такое очень долбящее  и монотонное. По-видимому,  это формируется некая  новая потребность. Вы могли бы как-то интерпретировать сей факт?

— Н.Б. Вспоминаю картинку из своей жизни. Дедушка с годовалым малышом на руках танцует. Ребенок счастлив. Вдруг остановка: дедушка хочет привлечь внимание ребенка к красивому воздушному шарику – спускает его с потолка за веревочку и протягивает малышу. Но настойчивым подпрыгиванием в такт музыке ребенок дает понять – ему не до шарика, давай-давай, продолжай танцевать, это важнее красивой игрушки. Ритм шага, эстетически оформленный в танцевальных движениях, — очень важное слагаемое музыкальной способности, именуемой ритмическим чувством. Равномерность движений, по-видимому, важная компонента ощущения защищенности. И образ шага, равномерность — очень сильно представлены в современной молодежной музыке. Это самое долбящее бум-бум-бум — это равномерность, образ шага. Не исключено, что этим компенсируется что-то, не дополученное в детстве.

Беседовала Татьяна Чеснокова

Из отзыва зам.главы администрации по социальным вопросам Устюженского муниципального района Вологодской области, в прошлом директора ДШИ поселка Зеленоборский  Е.А.Зайцева:

" ….Организующим звеном в системе проекта является предмет «Музыка», программа которого построена по методу доцента СПб консерватории Н.А.Бергер. Обучение музыке происходит на базе классов общеобразовательной школы с использованием групповых форм занятий и электронных клавишных инструментов. Отдельные элементы этого метода используются и в программах предметов. Результаты семилетнего эксперимента реализации данного проекта  в  поселке Зеленоборский показали мощное воздействие  показали мощное воздействие  программы по методу  программы по методу Н.А. Бергер Бергер на развитие творческих способностей, интеллекта, личностных качеств ребят, повышение мотивации к учебе. Игра в оркестре повышает коммуникативные навыки детей, способствует сплоченности и воспитанию чувства ответственности.

Результаты получены следующие:

— сформировано новое отношение к художественному образованию со стороны родителей, населения, органов культуры и образования,  факт нужности, целесообразности, необходимости проекта общепризнан;

— все группы проблемных детей включены в творческий процесс, что позволяет наблюдать и корректировать поведение и управлять антисоциальными явлениями в среде детей, предупреждая их;

— при проведении мероприятий   хочется отметить высокую организационную культуру, сформировавшуюся в детской среде, умение слушать и слышать, умение работать в коллективе, корректно и адекватно оценивая себя и товарища;

— общеобразовательные школы получили возможность проводить яркие качественные мероприятия с участием абсолютного большинства хорошо подготовленных детей;

— несмотря на усугубляющуюся наркологическую ситуацию в районе, в поселке Зеленоборский на 01.09.2002 в детской среде ни наркоманов ни ВИЧ-инфицированных не выявлено."