Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
16 июля 2010, источник: РИА Новости

Пожар в центре Грабаря был катастрофой, но арт-рынок она не погубит

МОСКВА, 16 июл — РИА Новости. Пожар в центре Грабаря с одной стороны нанес сокрушительный удар по российскому арт-рынку, а с другой — освободил дорогу независимым экспертным центрам, считают российские коллекционеры.

Крах монополии

На взгляд коллекционера и искусствоведа Валерия Дуданова, состоящего в «Клубе коллекционеров изобразительного искусства», трагедия в том, что во время пожара пострадали уникальные произведения древнерусского искусства.

«Но на российском арт-рынке этот инцидент не отразится. Экспертизы у Грабаря производились в последнее время не очень активно, было достаточно много скандалов, в том числе и с этим центром, где давали неверные заключения, где были не очень ясные критерии, по которым та или иная вещь принималась или отвергалась», — сказал в интервью РИА Новости Дуданов.

По его словам, сейчас для произведения экспертиз создана большая ассоциация — Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров, которая включает в себя как штатных сотрудников музеев и центра Грабаря, так и людей с наработанной репутацией, занимающихся оценочной деятельностью вне госструктур — это искусствоведы, историки искусства, коллекционеры. Сотрудникам музеев, входящим в эту ассоциацию, запрещено давать заключения на официальных бумагах, но они пользуются собственными бланками.

На его взгляд, монополизация центром Грабаря экспертной деятельности была неправильной.

«Практика показала, что там, где монополизируется этот процесс — как в Третьяковке, Русском музее, в центре Грабаря, — было огромное количество всяких подтасовок, экспертиз за гонорары, которые подтверждали фальшивые вещи», — пояснил собеседник агентства.

В то же время Дуданов заверил, что если в «Клуб коллекционеров изобразительного искусства» обратятся за помощью в восстановлении центра Грабаря, то они, конечно, не откажут.

Он также рассказал, что, к счастью, произведения искусства, принадлежащие самому «Клубу коллекционеров», при пожаре не пострадали — незадолго до трагедии они забрали единственный предмет, находившийся в центре.

Как александрийская библиотека

Противоположного мнения придерживается коллекционер Константин Журомский, совладелец аукционного дома «Кабинетъ».

«Пожар в центре Грабаря — это катастрофа. Потери — невосполнимы, там было накоплено все необходимое для реставрации еще с советского периода», — сказал он в интервью РИА Новости.

«Там находилась уникальная информационная база и база сравнительного анализа музейных предметов. Там находилось уникальное оборудование. То, что техническое — это все накапливаемо, а вот документальные материалы — это невосполнимые потери. Это как со сгоревшей Александрийской библиотекой: люди понимают, что там хранились бесценные документы, но не знают точно, какие именно», — уточнил антиквар.

Он отметил, что до последнего времени в центре Грабаря были самые правильные формы экспертизы. «Там проводились экспертные советы, на которых совокупные опыт и мнения экспертов аккумулировались в конечное решение о предмете», — объяснил Журомский.

По его словам, сейчас для проведения экспертных работ остается вновь образованное учреждение — независимая экспертиза при Третьяковской галерее, которая работает на технической базе Третьяковки, и арт-консалтинг, существующий уже достаточно давно.

Он также рассказал, что в центре Грабаря находилась небольшая вещь, которую отдали на экспертизу через «Кабинетъ», но ее, к счастью, успели эвакуировать.

Погорелово городище

Пожар в здании Всероссийского художественно-научного реставрационного центра имени академика Грабаря в Москве произошел в четверг, в ходе тушения погибли двое пожарных. Верхний этаж здания практически полностью выгорел. Подвал и первый этаж залиты пеной и водой. Для восстановления здания потребуется его полная перестройка.

По сведениям Минкультуры РФ, в здании находилось более 400 произведений искусства. На данный момент на месте работает специальная комиссия, задача которой спасти то, что еще можно спасти, и оценить ущерб. Завершить свои труды она сможет не ранее чем через месяц.

Реставрационный центр, основанный в 1918 году по инициативе выдающегося искусствоведа Игоря Грабаря, был одним из ведущих реставрационных и экспертных центров в России, сюда привозили для работы произведения, как музеи, так и частные коллекционеры. В центре имелась суперсовременная аппаратура, а спектр услуг реставрации и экспертизы включал в себя самые разные направления, от живописных работ до предметов декоративно-прикладного искусства — ковров и фарфора.

За всю историю в центре были спасены сотни произведений русского искусства, в том числе знаменитая «Троица» Рублева, «Богоматерь Владимирская», а также фрески соборов Московского Кремля, Новгородских и Владимирских храмов, живопись из собрания Третьяковской галереи, ГМИИ им. Пушкина, Дрезденской картинной галереи.