Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты

Подготовила Наталья Радулова.

У российских онлайн-ритейлеров и до пандемии дела шли в гору: в 2019 году рынок доставки продуктов в РФ вырос на 30,4 процента, оборот интернет-магазина Ozon увеличился на 93 процента, а Wildberries — на 88 процентов, что, кстати, сделало его основательницу Татьяну Бакальчук самой богатой женщиной страны. А в период самоизоляции темпы роста и вовсе побили все рекорды. По разным оценкам, сервисы онлайн-торговли приобрели 15−17 млн новых покупателей. (Партнер аналитического агентства Data Insight Федор Вирин заявил «Коммерсанту», что речь идет о клиентах, которые раньше никогда не делали покупки в интернете или делали давно и перестали до пандемии.) На Wildberries за три последних месяца зарегистрировалось около 6 млн новых пользователей. И не только там. Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов считает, что приток новых покупателей в период пандемии в среднем по рынку в каждом интернет-магазине составил 200 процентов год к году. Конечно, еще не факт, что все эти люди и в постковидные времена продолжат виртуальный шопинг. Но почему нет?

Взять фуд-ритейл, где один только I квартал обеспечил полугодовой доход. Все эти продавцы еды быстро сориентировались в новой обстановке. Первые недели, правда, обалдев от количества заказов: «Гречки! Дайте гречки!», они лихорадочно набирали новых работников, расширяли логистическую сеть, увеличивали штат и транспортную базу. Но справились. И теперь их клиент, работающий на стандартной пятидневке, может не толкаться в магазине в час пик, уворачиваясь от тележек. Даже за мелочовкой, которая всегда внезапно заканчивается, ему бегать никуда не надо. Сервис доставки за 15 минут — «Яндекс. Лавка» или «Самокат» сработает гораздо быстрее, чем гражданин оденется, спустится в магазин, поудивляется: «А где тут соль?», постоит в очереди и вернется. Соль, молоко, стиральный порошок, батарейки, круассан к кофе — все это будет у его дверей тут же, достаточно пошевелить пальцем. Разве не удобно?

Платьев тоже касается. Зачем ездить в разные магазины, искать свой размер, отбиваться от назойливых консультантов? Ведь можно заказать одну примерку прямо в свою квартиру или в пункт самовывоза рядом с домом. А до этого — выбрать наиболее приемлемые цены, почитать реальные отзывы, увидеть, как платья смотрятся на других женщинах, и даже примерить их на себя в Сети — виртуальные 3D-примерочные тоже становятся популярными.

Результаты исследований ВЦИОМ говорят, что с начала апреля россияне значительно сократили офлайн-шопинг: 76 процентов (а в Москве 82 процента) минимизировали посещение магазинов или полностью от них отказались. Но и теперь, после возобновления работы непродовольственных магазинов, всем этим людям совсем не обязательно их посещать. В интернете нынче можно купить практически все. Первые интернет-аптеки уже получили разрешение на онлайн-торговлю лекарствами — их начали выдавать в конце мая. Сеть «М. Видео» запустила на сайте и в мобильном приложении персональные видеоконсультации и радостно рапортует, что «полностью трансформировалась в онлайн-бизнес». Законопроект Минфина, который предлагает поэтапную легализацию онлайн-продаж алкоголя, находится на рассмотрении в правительстве…

Онлайн, все только онлайн! Время — слишком дорогой ресурс. Покупки удобнее делать, сидя со смартфоном в метро или на диване. А выходные лучше проводить с семьей, в парке, на выставке, за городом или с друзьями, а не в торговом центре.

Вероятно, офлайн-магазины вскоре станут такими же ненужными, как службы заказа такси: «Алло, девушка! Можно машинку?» Главное — распробовать и понять, что онлайн — комфортнее. Вот теперь — не было бы счастья! — многие и распробовали.

Это подтверждает глобальное социально-экономическое исследование «Влияние пандемии коронавируса на потребительское поведение в мире», которое провела компания Criteo. «Стремительно ворвавшись в жизнь людей по всему миру, пандемия создала новую реальность, которую мы называем “экономикой социального дистанцирования”», — говорит Ксения Склярова, генеральный директор Criteo в России. Оказывается, за эти тревожные месяцы свыше половины респондентов — 54 процента — открыли хотя бы один новый для себя формат онлайн-шопинга. И с очень высокой вероятностью — 90 процентов — эти пользователи останутся со своим онлайн-продавцом надолго. Это подтверждают и другие эксперты: привычка покупать товары через интернет у россиян сохранится после окончания режима самоизоляции. Особенно это будет заметно в регионах, где торговых сетей меньше и ассортимент не такой уж широкий.

А мне даже Анну Степановну удалось уговорить на онлайн-заказы в ее любимом супермаркете, хотя она все еще до конца не доверяет виртуальным продавцам, как Трамп — ВОЗ. «Скоро наберусь смелости и начну ходить по нормальным магазинам! — грозится она.— Мне надо помидоры нюхать, а ткани — щупать!» Но новую шифоновую тунику она все же заказала, не щупая. Да и помидоры — я видела по видеодомофону! — ей доставляли без всякого обнюхивания. Привыкла к новой экономике социального дистанцирования, что ли?

Подпишитесь на нас
Подпишись на Новости Mail.ru