Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты

Копенгаген планирует первым в мире стать углеродно-нейтральным городом в 2025 году. Достижение нулевых чистых выбросов двуокиси углерода (выбросы СО2 — один из важнейших факторов глобального потепления — Forbes Life) является частью большого плана столицы Дании, рассчитанного в соответствии с Целями Устойчивого Развития ООН до 2030 года. Всего целей 17, в них входят задачи по улучшению здоровья и благосостояния, образованию, отсутствию бедности, переходу на возобновляемые источники энергии, доступу к чистой питьевой воде и ее экономии.

Кажется, Копенгаген прилагает много усилий, чтобы каждый житель разделял эти цели и понимал, какую роль он сам играет в их достижении. К городу относятся как к живой лаборатории, где прямо сейчас тестирую различные методы. Для того, чтобы разобраться в датском чуде устойчивости, сначала стоит понять обстоятельства, которые этому предшествовали и сформировали контекст.

Образ мышления, нацеленный на удобство человека, был сформирован достаточно давно. В 1754 датский король Фредерик V основал Датскую королевскую академию искусств, где обучали архитектуре — не техническим решениям, а искусству, которое должно было улучшить жизнь многих людей. Сегодня право на комфортный и красивый дом является частью национальной идентичности, базовым правом человека.

Важную роль играет и политический климат в стране. Ведущие партии в Парламенте — представители социал-демократов и либералов. В основе взаимоотношений с работатодателем — профсоюзы. Большинство строительных и инфраструктурных проектов реализуются в Дании в рамках частно-государственного партнерства. Партнерство и прозрачность заложены в основе многих процессов: еще в 2009 году 1100 датских бизнесов договорились открыто публиковать ежегодно свои нефинансовые показатели, в том числе, влияние на окружающую среду. Все эти и многие другие решения сформировали контекст, благодаря которому сегодня происходят удивительные экологические изменения.

Велосипеды как визитная карточка.

«Велосипедизация» столицы Дании началась в 1920-х и стала символом свободы и равноправия, и вышла на новый виток в 1970-х, в разгар Ближневосточного нефтяного кризиса, когда начались протесты с требованием сделать город пешеходным. С тех пор популярность велосипедов росла параллельно с появлением новых данных о загрязнении окружающей среды автомобилями, кроме того, они стали «прививкой» от сидячего образа жизни офисных работников.

Сегодня 40% жителей Копенгагена передвигаются на велосипеде каждый день не потому что они против изменения климата, а потому что так удобнее: это дешевле, чем на машине, безопасно и быстро, не только в центре города, но и на больших магистралях.

Город настойчиво и последовательно продвигает идею отказа от машин. Даже когда идет снег, сначала его убирают с велодорожек. Вдоль дорожек предусмотрены места для замены шин. В городе повсюду можно увидеть двухэтажные парковки для велосипедов. На месте, где припаркована машина, можно разместить 12−15 байков.

В городе построены мосты только для велосипедистов, например, по Bicycle Snake можно добраться до Islands Brygge из района Vesterbro. Мосты в Копенгагене отдельное удовольствие, особенно сказать стоит про Circle Bridge, спроектированный легендой датского дизайна Олафуром Элиассоном, и Inner Harbour Bridge, который построили, чтобы увеличить поток посетителей из центра города в Оперу. Получилось не с первого раза: мост должен был расходится и сходиться, чтобы пропускать корабли, но ошиблись в расчетах на 30 см, задумывали как kissing bridge, стал missing bridge, пришлось перестраивать.

Таким образом город делает выбор велосипеда естественным: сначала создает комфортную экосистему и затем предлагает горожанину решить, что удобнее.

Районы как экосистемы.

На велосипеде удобно передвигаться и по новому району Nordhavn, спроектированному исходя из принципов устойчивого развития. Бывшая непримечательная индустриальная зона порта, сегодня получила второй шанс. Мэрия города ждет приток жителей в Копенгаген к 2025 году и решила переформатировать этот район, взяв за основу снижение выбросов СО2 и энергоэффективность, приоритизировав пешеходов, велосипедистов и комфортные социальные связи между людьми.

Здесь находится впечатляющее здание ООН — UN City. В офисе на 1300 работников, 30% энергии экономится благодаря 1400 солнечным панелям, сбережение электричества заложено и в саму архитектуру освещения и использования дневного света. Крыша UN City покрыта белой мембраной, изготовленной из перерабатываемых материалов растительного происхождения. Она отражает больше солнечного света, чем обычная черная крыша, это снижает температуру здания и сводит к минимуму потребность в кондиционировании воздуха летом, что приводит к снижению выбросов парниковых газов. Чтобы сократить выбросы СО2 и мотивировать сотрудников здесь расположены 680 стоек для парковки велосипедов и 15 душевых кабин, чтобы освежиться после поездки.

В UN City относятся бережно и к воде, около 2% общей площади здания покрыто растениями, что помогает предотвратить перегрузку стоков, поскольку вода естественным образом проникает в землю. Ливневая вода собирается на тротуарах, фильтруется и возвращается в гавань. Этот процесс значительно снижает риск загрязнения, одновременно снижая нагрузку на городскую канализацию. Дождевая вода даже используются для смыва в туалетах.

С другой стороны района Nordhavn на крыше многоэтажной парковки на высоте 24 метров построена игровая площадка для детей и взрослых, в крышу встроены батуты, качели, футбольное поле и беговые дорожки.

Рядом можно заметить яркое алюминиевое 17-этажное жилое здание с рестораном на крыше — Silo — это не новая постройка, а бывшая силосная башня, где раньше хранили и обрабатывали зерно. Ее не стали сносить, а наоборот сохранили внутреннее устройство помещений и накрыли блоками из оцинкованной стали. Выглядит невероятно круто.

Бывший порт, Nordhavn идеально воспользовался линией моря, сейчас она открыта и доступна для горожан. Строительство района все еще идет и полноценно закончится к 2050-му. Здесь, как и в целом в Копенгагене, будет и социальное, и премиальное жилье. Это дома с продуманной инсоляцией (сколько солнечного света поступает в дом), централизованной системой кондиционирования и сбора дождевой воды. Что важно, в Nordhavn сохранен принцип эгалитарности: 20% жилья в районе — социальное.

Гастрономия как ответ на изменение климата.

Пищевая индустрия является одной из важнейших в плане адаптации к изменению климата и снижению его воздействия, поэтому в задачах города этой сфере уделяют очень много внимания. Уже сегодня 90% блюд, которые подаются в общественных столовых, в том числе, в школах и детских садах — органические, выращенные без использования химикатов. Ежегодно 18 000 воспитанников детских садов и школ посещают Детский дом питания (Børnenes Madhus), где профессиональные повара учат их готовить, а также знакомят их со вкусом и запахом сезонных продуктов.

От городских инициатив не отстает и частный бизнес. Проект Gro Spiseri совмещает бизнес с просвещением: на 600-метровой крыше расположилась ферма, где выращивают овощи, фрукты, съедобные цветы и зелень для блюд, которые подают в ресторане. Там же парник, курятник и пасека. На ферму открыты визиты для школьников, в рамках которых можно научиться ухаживать за садом и помочь команде.

Нельзя не упомянуть легендарный ресторан Noma и Рене Редзепи, который начал движение новой нордической кухни и продвигает традиционные техники приготовления. Все ингредиенты в заново открывшемся ресторане собирают локально по Скандинавии, включая Исландию и Фарерские острова, а вся обработка происходит в ресторане, включая маринование и копчение.

Бывший шеф Noma Метью Орландо открыл свой собственный ресторан Amass и добавил к нему ферму. Amass расположен в здании бывшего склада, им удалось минимизировать отходы до 75%, и это касается не только пластика и стекла, а того, что принято считать органическими отходами. Они используют в своих блюдах, например, кожуру от лимона или высушенную мякоть грецкого ореха.

Amass, как и новый Noma, расположен в районе Refshaleøen — ранее индустриальном искусственном острове, который сейчас связан через канал с Nordhavn и образует отдельную устойчивую модную экосистему. Зачем она нужна? Это адаптация к изменению климата: мэрия рассчитывает, что уровень моря может подняться, а население увеличится, и районы Nordhavn, Refshaleøen и новый Lynetteholm станут буферной зоной.

Школы будущего.

Долгосрочное мышление и адаптивность к изменяющейся реальности закладывается и на уровне школ. В общеобразовательной «зеленой» школе Den Gronne Friskole 200 учеников от 6 до 15 лет — здесь обучают не только математике, истории и другим классическим дисциплинам, но также учат детей жить и мыслить «устойчиво».

Само здание школы построено из устойчивых материалов, а на уроках показывают, как компостировать органику, чинить велосипеды и собирать дождевую воду. В школе учат через проектную работу и дизайн-мышление — так ученики становятся не пассивными потребителями знаний, а их продюсерами. Проект может начаться с того, чтобы найти съедобные дикорастущие грибы, разобраться, как можно использовать их корневую систему — а закончиться приготовлением грибного супа.

В своей книге «Другая школа. Откуда берутся нормальные люди» журналист Александр Мурашев рассказывает про местную еще одну местную школу — гимназию Ørestad — в ней нет стен, что создает, с одной стороны, обстановку открытости и общности, с другой стороны, накладывает на учителей ответственность за свои действия. Около школы студентов и преподавателей всегда ждут около 60 велосипедов — на них, например, можно поехать на природу изучать растения. Одним из самых популярных направлений изучения в Ørestad является биохимия.

Кажется, Копенгаген развивается экологически устойчиво не потому, что этого требуют цели ООН или Парижское соглашение, а просто потому, что так лучше для человека, более качественно, удобно и красиво. По этим же причинам это зафиксировано законодательно. Уже много лет аргументы в пользу такого выбора связаны не с деньгами или выгодой, а с удобством функционирования общества и жизни человека. Может и нам стоит попробовать на себе такую парадигму мышления? Вероятно, тогда адаптация к изменению климата начнет происходить естественно.

Деревянные многоэтажки и газоны в гаражах. Почему Европа живет в экобудущем уже сегодня Ищите женщину. Как мэр Парижа посадила всех на велосипеды, пережила пожар в Нотр-Даме и была избрана на второй срок «Грязная и дикая и при этом невероятно крутая»: москвичи поколения Z о своем городе.

Подпишитесь на нас
Подпишись на Новости Mail.ru