День в истории: 29 октября

Всемирный день борьбы с инсультом, провозглашение Турецкой республики, День автомобилиста и другие события, которые произошли в этот день.

Источник: WSO

Всемирный день борьбы с инсультом

Ежегодно 29 октября во всем мире отмечается Всемирный день борьбы с инсультом (World Stroke Day), который был установлен Всемирной организацией по борьбе с инсультом (World Stroke Organization, WSO) в 2006 году, с целью призыва к срочным активным действиям во всемирной борьбе против этого заболевания.

Этот недуг и по сей день остается одной из главных причин смерти и инвалидности как в мире, так и в России. По данным ВОЗ, в результате инсульта умирают 6,7 миллиона человек в год во всем мире. На сосудистые заболевания приходится более половины смертей, причем, если недавно инсульт встречался, в основном, у пациентов старше 55−60 лет, то в настоящее время около трети случаев приходится на людей в трудоспособном возрасте (30−40 лет).

День автомобилиста

В последнее воскресенье октября в России отмечают День автомобилиста. Изначально праздник должен был носить профессиональный характер и был посвящен водителям-шоферам, однако стал всеобщим для тех, кто за рулем.

Основание МКК

29 октября 1863 года на международной конференции в Женеве был основан Международный Красный Крест. Движение считает своей главной целью «Помогать всем страждущим без какого-либо неблагоприятного различия, способствуя тем самым установлению мира на Земле».

Международный комитет Красного Креста (МККК) — независимая и нейтральная организация. Согласно мандату, предоставленному Международному комитету Красного Креста мировым сообществом, и руководствуясь принципом беспристрастности, организация оказывает помощь лицам, содержащимся под стражей, больным, раненым и гражданским лицам, пострадавшим в результате вооружённых конфликтов.

Представительства организации, где в общей сложности работают более 12 тысяч человек, расположены в почти 80 странах мира.

Крушение императорского поезда

29 октября (17 по старому стилю) 1888 года у станции Борки под Харьковом произошло крушение поезда, в котором находились император Александр III и члены его семьи. Состав из 10 вагонов, имевший допустимую для грузового поезда массу, двигался со скоростью экспресса — 68 км/ч (большая для того времени скорость), что являлось нарушением техники безопасности. Вдобавок к дефектам, допущенным при строительстве железной дороги, это обстоятельство послужило причиной катастрофы. В результате крушения погибло более 20 человек и более 60 пострадало.

Несмотря на многочисленные человеческие жертвы и сильные повреждения подвижного состава, в том числе царского вагона, сам император и его семья не пострадали. Очевидцы утверждали, что Александр III, обладавший недюжинной силой, держал на плечах крышу вагона, пока семья и другие пострадавшие выбирались из-под обломков.

Источник: Без источника

Провозглашение Турецкой республики

29 октября 1923 года была провозглашена Турецкая Республика, и Мустафа Кемаль (впоследствии Ататюрк) стал её первым президентом. Пройдя через длительный период упадка и военных поражений, Турецкая Республика сменила имперскую парадигму на программу построения национального государства.

Ататюрк провёл ряд реформ в стране, которые сформировали современную Турцию — при нём столицу перенесли в Анкару, приняли новую конституцию, провели реформы, направленные на демократизацию турецкого общества. В частности, ислам отделили от государства, женщины получили избирательные права.

Взрыв на линкоре «Новороссийск»

29 октября 1955 года в Северной бухте Севастополя затонул флагман черноморской эскадры советского военно-морского флота линкор «Новороссийск». Погибли более 600 моряков. Согласно официальной версии, под днищем корабля взорвалась старая донная немецкая мина. Непосредственно в результате взрыва и затопления носовых отсеков погибли от 50 до 100 человек, остальные погибли при опрокидывании линкора и после него.

Своевременной эвакуации личного состава организовано не было, большинство моряков остались внутри корпуса. Часть из них длительное время держались в воздушных подушках отсеков, но спасти удалось лишь девять человек.

Эта трагедия по масштабу и жертвам входит в число самых драматических катастроф нашего военно-морского флота.