Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты
Источник: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Дома-памятники находятся на особом контроле у Фонда капитального ремонта. На таких объектах приводят в порядок фасады и фундамент, подвалы и крыши, также меняют инженерные коммуникации и полы в подъездах. Однако кропотливость работ не всегда означает, что ремонт будет длиться дольше, чем в обычной многоэтажке: например, замена труб и коммуникаций занимает одинаковое время.

Тем не менее архитектурные особенности домов-памятников требуют внимательного подхода. В первую очередь это касается обновления исторического фасада, особенно обильно украшенного декором. Такие работы обычно не затрагивают жилые помещения и не доставляют больших неудобств жильцам.

Несмотря на большой по меркам своего времени размер, шестиэтажный доходный дом на Солянке органично вписан в историческую московскую застройку. Однако яркая история выделяет его на фоне других строений.

Источник: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

От Соляного двора до доходного дома

В XVII веке место жилого дома занимал Соляной двор, обнесенный стеной. Каменный периметр стягивал здания в замкнутое каре и оставлял единственный проход через парадные ворота — для людей и телег. Кроме того, под всеми домами Соляного двора тянулись огромные подвалы, которые выполняли роль складов.

В XX веке двор выкупило Московское купеческое общество. Его штатные архитекторы — Владимир Шервуд, Иван Герман и Алексей Сергеев — разработали проект развития этого места. Так здание на Солянке стало частью инвестиционного проекта Московского купеческого общества по строительству доходных домов.

В результате Соляной двор со всеми постройками снесли, чтобы возвести архитектурный ансамбль шестиэтажных доходных домов в неоклассическом стиле.

Старые хранилища по задумке архитекторов оптимизировали: расширили и разрыли до глубины второго уровня. Таким образом, удобнее стал подвоз и хранение товаров, улучшилась система вентиляции, расширились проезды для гужевого транспорта и уже появившихся автомобилей, а естественное освещение экономило электричество. Просторные помещения с большими витринными окнами на первом этаже предназначались для магазинов, а выше размещались доходные жилые квартиры.

Источник: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Клад и кино

Комплекс доходных домов на Солянке строили в два этапа: первый закончили в 1912 году, а полностью завершили композицию в 1915-м. При строительстве второй очереди в 1913 году во дворе откопали клад времен Ивана Грозного — глиняный горшок с серебряными монетами рубежа XVI—XVII веков. Всего 5,66 килограмма серебра, что в переводе на деньги того времени составляло примерно девять тысяч копеек.

Сейчас сложно понять бытовую ценность клада, но вот некоторые ориентиры: пуд ржи стоил пять копеек, топор — семь копеек, а лошадь или корова при Иване Грозном стоила 100 копеек. Таким образом, обладатель средств мог купить себе целое стадо — 90 коров.

Что касается комплекса домов, то он представлял собой строгий архитектурный ансамбль с удобными внутренними проездами между корпусами, разветвленной сетью дворов-колодцев в домах вдоль Солянки (строения 1 и 2) и сдержанно стилизованными фасадами в ордерных формах неоклассики.

Фасад дальнего корпуса, обращенного к Солянке, украсили лепниной в виде летящих навстречу друг другу фигур Славы с веночками, отчего прижилось название «дом под ангелами», но нередко звучат и другие: «соляной дом» или «серый дом на Солянке».
Источник: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

После революции дома перешли в ведение Наркомата путей сообщения, но назначение зданий решили не менять — комплекс остается жилым до сих пор.

Выразительная архитектура «соляного дома» нередко очаровывала кинематографистов. Дом становился молчаливым эпизодическим героем и местом действия в нескольких художественных фильмах.

Подвалы дома на Солянке оказались неотличимы от инопланетной архитектуры гибнущей цивилизации Десса из культовой советской кинофантастики «Через тернии к звездам», известный эпизод с пулеметом в фильме «Брат-2» тоже снимался здесь.

Тонкости капитального ремонта

Регулярный ремонт — лучший способ сохранения исторического здания. Как правило, капитальный ремонт необходим домам старше 25 лет, потому почти все московские дома попадают в региональную программу. Среди исключений дома, предназначенные для сноса, реконструкции, включенные в программу реновации, а также те, где меньше трех квартир.

Сроки и виды работ устанавливаются специальным документом. Так, план на 2021−2023 годы включает 4437 домов общей площадью 34,2 миллиона квадратных метров. Эксперты выясняют, где нужно разворачивать работы в первую очередь: оценивают состояние и возраст домов, учитывают сроки эксплуатации лифтов, год постройки, реконструкции и предыдущего капремонта, определяют приоритеты и типы работ, степень износа разных инженерных систем и потребность в обновлении.

Чем больше баллов от экспертов набрал дом, тем ближе он к началу очереди на ремонт. Когда очередь ожидания окончательно формируется, запускается рассылка уведомлений по квартирам. После чего жильцы на общем собрании согласовывают и утверждают сроки и состав работ.

Программа капитального ремонта ориентирована на собственников жилья. Именно они выбирают версию декора, цветовые решения и материалы. Лишь в единственном случае их пожелания не реализуются — если они затрагивают предмет охраны, где описаны неизменяемые элементы конструкций и декора. В доме-памятнике нельзя ставить пластиковые окна или менять исторически присущий пространству цвет, если это зафиксировано в документах.

Ремонт исторического объекта требует тонкого баланса между техническими требованиями к современным зданиям и сохранением уникальности. Для этого специалисты разрабатывают проект, где определяют метод и технологии ремонта. Такие документы проходят государственную экспертизу, а также согласовываются с городским Департаментом культурного наследия — он следит за сохранностью исторического облика дома.

Сам ремонт всегда начинается только после согласия собственников. Пожелания жильцов учитываются и при выборе подрядчиков — обязательно из числа лицензированных Министерством культуры Российской Федерации.

Для объектов культурного наследия нет общей схемы проведения работ — подрядчик всегда использует индивидуальные решения. За сохранностью исторического облика следят на протяжении всего процесса: операционный, промежуточный и приемочный мониторинг выполняют сотрудники строительного контроля, объекты регулярно проверяют специалисты Департамента культурного наследия Москвы. Надзор за ремонтом осуществляет закрепленный за зданием инспектор, а со стороны фонда наблюдает инженер строительного контроля.

«В программе капремонта больше 350 домов-памятников. Их ремонт накладывает особые обязательства, в том числе работу в соответствии с федеральным законом № 73 “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”», — отметил Сергей Краснов, начальник управления по работе с объектами культурного наследия службы строительного контроля Фонда капитального ремонта Москвы.

Все строительно-монтажные работы выполняются в строгом соответствии с действующими строительными стандартами, включая также и городской регламент по соблюдению тишины.

Подпишитесь на нас