Понятно, что операторы кикшеринга стараются разместить самокаты поближе к местам скопления народа, в первую очередь у станций метро. Но такие стихийные парковки приходится обходить, создаются заторы, особенно у пешеходных переходов.
— Напротив станции метро «Улица Дыбенко» обычно припаркованы больше десятка электросамокатов, — возмущается жительница Веселого Поселка Ирина Андреева. — Но там же останавливаются нелегальные такси, которые набирают пассажиров в Кудрово и Новый Оккервиль. Вечером очередь иногда растягивается человек на пятьдесят, и самокаты очень мешают.
В социальных сетях петербуржцы рассказывают, что переставить даже одну мешающую «табуретку на колесах» очень сложно — устройство подает громкий и неприятный звуковой сигнал, это привлекает внимание и может спровоцировать конфликт. А заниматься освобождением или хотя бы упорядочиванием припаркованных чужих самокатов и вовсе никто не будет.
В Петербурге сейчас около десятков компаний, которые предоставляют услуги кикшеринга. Их представители сходятся на том, что неаккуратная парковка — вина прежде всего самих пользователей. Исправлять такие небрежности, предположительно, могут скауты — но их или нужно держать на каждой «точке», или оборудовать ее видеонаблюдением, или кто-то должен сообщить. К примеру, на сайте одного из крупных операторов, который работает не только в городе на Неве, есть объявление: «Если уже установленная нами парковка мешает — мы всё понимаем и готовы перенести ее к конкурентам» — и активная кнопка «Уберите парковку». И это только подтверждает, что проблема есть. Другая компания вообще отказалась от кикшеринга, у них — прокат и аренда самокатов.
— Наши самокаты стоят в гараже, люди берут их в одном месте и туда же возвращают, — рассказал владелец и основатель компании Samokat. Сity. — В этом есть определенные минусы, но очень много плюсов. Наши самокаты — всегда сухие и чистые, они регулярно проходят техосмотр, мы обязательно проводим инструктаж, и потому у наших клиентов на общем фоне меньше травм.
Проблема возникает еще и потому, уверены сами пользователи, что за нарушение нет наказания.
— Когда водителей стали штрафовать, если они не пропускают пешехода на переходе, все вдруг стали предельно вежливыми, — рассказал корреспонденту «РГ» пользователь прокатного электросамоката Виктор Родничев. — Но для самоката нет единых правил, даже в ПДД он сегодня приравнивается к пешеходу, хотя современные могут развивать скорость до 50 километров в час.
В структурах Смольного, кажется, тоже пока не совсем понимают, как можно регулировать эту проблему на уровне города. С 12 апреля полномочия по управлению парковками и центр транспортного планирования перешли из состава комитета по развитию транспортной инфраструктуры в комитет по транспорту Санкт-Петербурга. Там с новым хозяйством еще осваиваются. Вчера там проводилось совещание, посвященное в том числе и вопросу стихийных парковок, но на момент сдачи номера в печать чиновники не были готовы прокомментировать его итоги.