Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты

В конце июня Мамонов попал в больницу — у него обнаружили коронавирусную инфекцию; врачи подключили его к аппарату искусственной вентиляции легких, его также ввели в искусственную кому. Его состояние медики оценивали как «крайне тяжелое».

Дата прощания и похорон пока неизвестна.

Петр Мамонов родился в Москве в 1951 году и, пожалуй, мог бы повторить тот путь, который прошел в музыке его ровесник Андрей Макаревич. В школе он увлекался музыкой, собрал свою группу, которая исполняла песни западных групп — The Beatles, The Rolling Stones и других; отчим, который ездил в загранкомандировки, привозил пластинки популярных там музыкантов. При этом Мамонов позже вспоминал, что ему нравились не привычные «битлы», а черные блюзмены вроде Майлса Дейвиса или Рэя Чарльза. Подростком он и одевался, как стиляга, и дружил с хиппи — многие представители подпольных рок-групп 60−70-х крутились в той же среде; впрочем, Мамонов и тут выделился — с хиппи у него имелись определенные разногласия, которые решались в драках — и в одной из таких стычек он едва не погиб. Его откачали врачи.

А вот потом дороги будущих музыкальных звезд разошлись. Пока Макаревич создавал «Машину времени» и пытался пробиться в мире подпольного андеграунда, Мамонов совсем забросил музыку. Он учился — не очень долго — на полиграфиста, был разнорабочим, некоторое время был завотделом писем в журнале «Пионер», переводчиком (как его мама). В общем, перепробовал множество профессий — и нигде себя не нашел.

Он не любил вспоминать тот период: неустроенность быта, безденежье сильно давили на него, он начал злоупотреблять напитками и веществами… Спасением оказалась музыка.

Здесь Мамонову помог когда-то встреченный (причем в психиатрической клинике, где он «косил» от армии) Артемий Троицкий, который к началу 80-х стал известным музыкальным критиком. Мамонов показал Троицкому несколько написанных песен, получил одобрение друга — и вскоре собрал группу, которую назвал «Звуки Му». Конечно, то время было богато на подобные события — понемногу выходили из подполья та же «Машина» и «Аквариум» Бориса Гребенщикова, действовал ленинградский рок-клуб, который буквально генерировал новые команды. Но конкуренция тогда никого не пугала, тем более что у Мамонова был свой круг единомышленников, в который входили его брат по матери Алексей Бортничук и Александр Липницкий, с которым они когда-то учились в одной школе. Именно они и составили костяк «Звуков Му».

Первые годы всё шло своим чередом. «Звуки Му» играли квартирники, репетировали свои песни, дружили с музыкантами из других групп — «Центра», «Браво», «Аквариума», «Зоопарка», «Кино», — помогали им и сами получали помощь. Всё изменилось в 1985-м — Мамонов и его товарищи были одними из первых «подпольщиков», получивших официальный статус — они стали участниками насквозь государственной Московской рок-лаборатории. Это означало выход из андеграундной среды и официальные концерты и зарплаты; для семейного Мамонова — он уже был женат и растил сына — такая возможность не подвергаться преследованиям в то время стоила осуждения со стороны былых коллег. Впрочем, вскоре и другие рок-группы последовали по этому же, официальному пути — в СССР стало можно играть рок, не боясь преследований со стороны властей.

Конечно, «Звуки Му» не могли соперничать популярности с мастодонтами русского рока конца 80-х — «Машина времени», «Аквариум», «Кино» всё же были вне досягаемости. Но свою нишу шутовского рока Мамонов и другие музыканты «Звуков» занимали прочно и отдавать никому не собирались. У них была преданная армия поклонников, множество концертов по всему СССР — благодаря легкому на подъем Мамонову группа объездила многие города страны. В 1988-м они записали первые альбомы — «Простые вещи» и «Крым». При посредничестве Василия Шумова из группы «Центр» познакомились с Брайаном Ино — того очень восхитил стиль и песни Мамонова и «Звуков», и он заключил с советскими музыкантами выгодный контракт, предусматривающий масштабные гастроли на Западе. Казалось, всё так и будет продолжаться долгие годы.

Во время загрузки произошла ошибка.

Но в 1990-м Мамонов внезапно распускает «Звуки Му». Правда, сразу разбежаться не удалось — музыкантам пришлось выполнить все обязательства по контракту с Брайаном Ино. Так что какое-то время одновременно со «Звуками» действовал дуэт с братом — «Мамонов и Алексей», а сам Мамонов пытался организовать студию звукозаписи, с помощью которой собирался искать новых исполнителей. Но студия просуществовала недолго (никого так и не открыв миру), в дуэт пришли другие музыканты, сделав из него реинкарнацию «Звуков». Впрочем, совсем скоро «Звуки Му» окончательно распались, оставшись в прошлом, а Мамонов превратился из музыканта в поэта и актера театра и кино.

Первый его опыт появления на экране был в фильме Рашида Нугманова «Игла» в 1989 году — главной звездой там был, конечно, Виктор Цой, но и для Мамонова нашлось достойное место.

В 1992 году Мамонов сыграл главную роль — саксофониста и философа — в фильме Павла Лунгина «Такси-блюз»; эта картина была представлена в основном конкурсе Каннского кинофестиваля и получила приз за режиссуру. Тогда же Мамонов впервые вышел на сцену в спектакле театра имени Станиславского «Лысый брюнет». Но закрепления успеха не случилось — в кино он попадал в небольшие и негромкие проекты, а в театре переключился на моноспектакли — по его словам, ему сложно было работать в коллективе. Кроме того, как раз на вторую половину 90-х пришелся окончательный распад «Звуков Му», разочарование в себе и поиск смысла жизни, который завершился тем, что Мамонов перебрался жить в подмосковную деревню и принял православие.

Во время загрузки произошла ошибка.

С этого момента карьера Петра Мамонова стала более размеренной, привлекала меньше внимания. Он продолжал играть в спектаклях, делал музыкальные проекты, иногда соглашался сняться в каком-нибудь фильме. И лишь дважды привлекал внимание огромной аудитории — и оба раза не как музыкант или театральный актер, а как актер кино. Речь о двух фильмах Павла Лунгина, который хорошо знал Мамонова, его возможности и границы — «Остров» и «Царь».

«Остров» — рассказ о монахе, который посвятил жизнь отмаливанию убийства своего товарища во время Великой Отечественной войны. «Царь» — повесть о жизни Ивана Грозного времен опричины и его отношениях с митрополитом Московским Филиппом. В этих картинах Мамонов играл главные роли, но восприняты они были по-разному — если его монаха в «Острове» похвалили, пожалуй, все (он получил за эту роль «Золотого орла» и «Нику»), но вот Иван Грозный в его исполнении зрителей, скорее, не впечатлил.

Во время загрузки произошла ошибка.

Но для самого Мамонова признание или непризнание уже значило мало. Он старался заниматься тем, что нравилось ему самому, — издавал поэтические сборники, снимался в документалке о своей жизни в деревне, отклонял одни роли и соглашался на другие, не такие заметные. Иногда выходил к поклонникам с новым музыкальным материалам, выступал на фестивалях, записывал песни. К своей известности относился философски, считал себя не музыкантом, а поэтом, и утверждал: «У меня особенной славы не было и нет. Я широко известен в узком кругу».

На вопрос, что после него останется, он честно признавался: несколько стихотворений и фильм «Остров».

«Что я понял к своим 70 годам? Жизнь, конечно, великолепна, но это очень ответственная вещь. Не так уж это сложно. Но я себя все время приучаю задавать себе вопрос: “Зачем?” Зачем я сегодня утром встал, зачем пошёл на эту работу? Зачем женился на этой женщине? Если задавать себе все время эти вопросы и по-честному на них отвечать, жизнь будет меняться», — рассказывал он.

Петр Мамонов. Избранное
Во время загрузки произошла ошибка.
Во время загрузки произошла ошибка.
Во время загрузки произошла ошибка.
Во время загрузки произошла ошибка.
Во время загрузки произошла ошибка.
Во время загрузки произошла ошибка.
Во время загрузки произошла ошибка.
Подпишитесь на нас