Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты
Источник: Фотоархив ИД «Коммерсантъ»

Представители инициативной группы протестующих назвали это решение «победой здравого смысла». Однако в Росавиации «Ъ» заверили, что коррективы напрямую не связаны с обращениями граждан, а основаны на пожеланиях «пользователей воздушного пространства, то есть авиакомпаний». Подобные изменения коснутся и более сотни других аэродромов европейской части РФ.

«Ъ» подробно рассказывал о жалобах жителей подмосковных Красногорского, Солнечногорского городских округов и московского Митино. Они утверждали, что от гула летающих над их домами самолетов не могут отдохнуть ни днем, ни ночью, жалуясь на панические атаки, гипертонию, нервные расстройства и постоянный стресс. В декабре 2020 года аэропорт Шереметьево изменил трассировки взлета воздушных судов, которыми пользовался 60 лет, и установил новые, проходящие над густонаселенными районами к югу от аэропорта.

Инициативная группа жителей Подмосковья направила в связи с этим запросы в Росавиацию, Ространснадзор, региональный парламент и Госдуму, а также спецпредставителю президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергею Иванову. В конце мая более 7,3 тыс. жителей Красногорского и Солнечногорского городских округов Подмосковья и московского Митино направили письмо президенту Владимиру Путину, требуя изменить маршруты взлета.

В Росавиации в ответ заверяли, что схемы маршрутов вылета, прибытия и захода на посадку разработаны в строгом соответствии с действующими правилами, при этом «полное исключение шумового воздействия без установления значительных ограничений на деятельность аэродрома невозможно».

В аппарате президента РФ признали увеличение числа жалоб на шум от жителей, но отметили, что «Красногорск географически и исторически расположен в границах аэродрома Шереметьево и не является запретной зоной для полетов воздушных судов». В Шереметьево в ответ на запрос «Ъ» тогда сообщили, что при разработке новой структуры воздушного пространства и схем маневрирования воздушных судов учитывались рекомендации и требования Международной организации гражданской авиации (ICAO).

Лишь подмосковный Роспотребнадзор, проведя измерения шумового фона, счел, что авиационные власти не провели «реальных мероприятий по снижению уровней шума в зоне влияния аэропорта Шереметьево». Санитарное ведомство направило материалы в прокуратуру «для принятия мер прокурорского реагирования».

Как признались представители инициативной группы возмущенных граждан, они уже не надеялись на успех протеста. Однако Минтранс и Росавиация в своем послании, адресованном представителям инициативной группы, сообщили о решении изменить маршруты в Шереметьево с 9 сентября. В Росавиации пояснили, что схемы вылета с взлетно-посадочной полосы (ВПП) 06 и ВПП 24 будут изменены «в рамках ранее запланированной работы по корректировке схем маневрирования аэродрома Шереметьево». В тексте говорится, что «основная схема вылета с курсом 244 градуса, вводимая в действие, исключает левый разворот в сторону границ города Москвы, где расположены населенные пункты Митино, Красногорск, Юрлово, Сабурово».

Из письма также следует, что схема вылета с курсом 224 градуса сохраняется, но полеты по ней будут выполняться в непосредственной близости от указанных населенных пунктов в дневное время и «только в отдельных случаях по указанию органа обслуживания воздушного движения».

Житель Юрлово Олег Горошко заявил «Ъ», что уже в четверг «жить стало намного легче»: «Сейчас в Голиково и Юрлово значительно тише. Все остальные населенные пункты на юг до Красногорска взлетающих самолетов не слышат. Хотя пару раз все-таки пролетели над нами». Он назвал перемены «победой здравого смысла».

В Шереметьево в четверг не ответили на просьбу «Ъ» прокомментировать ситуацию, переадресовав в Госкорпорацию по организации воздушного движения в РФ (ОрВД). Там от официальных комментариев отказались.

Как выяснил «Ъ», Госкорпорация по ОрВД действительно меняет схему вылетов и заходов на посадку, но эти изменения не связаны с протестами местных жителей. 9 сентября корректировки произошли во всей Московской зоне единой системы ОрВД в рамках оптимизации принятой в декабре 2020 года новой схемы воздушного движения с учетом предложений перевозчиков. Эта зона охватывает почти две трети европейской части страны, включая более сотни аэродромов, а Московский центр организации воздушного движения координирует более 60% полетов по РФ.

«Возможно, в отдельных аэропортах учитывали пожелания местных жителей и депутатов, но основная причина изменений — предложения пользователей воздушного пространства, то есть авиакомпаний», — заявил собеседник «Ъ» в авиаотрасли. По его словам, новая схема будет постоянной, но может «корректироваться в будущем с учетом предложений эксплуатантов».

В Росавиации «Ъ» подтвердили, что 9 сентября Московский центр автоматизированного управления воздушным движением (филиал Госкорпорации по ОрВД) приступил ко второму этапу перехода на новую структуру воздушного пространства Московской зоны.

Корректировку провели на основе предложений, которые появились у эксплуатантов в ходе первого этапа освоения новой структуры (введена 3 декабря 2020 года). «Маршруты полетов, схемы вылетов и заходов на посадку в аэропортах стали удобнее. Для перевозчиков это решение повысит экономическую эффективность. Также проделана работа по снижению авиашума», — добавили в Росавиации.

В аэропортах Московского авиаузла (МАУ) также оставили вопросы «Ъ» без ответа. Источник в одном из аэропортов МАУ сообщил «Ъ», что «вопрос на повестке дня у регулятора». «Задача поставлена рассмотреть возможности для внесения корректировок», — уточнил он.

Напомним, на аналогичную проблему жаловались жители и других районов Москвы и Подмосковья — они страдают от гула самолетов, взлетающих во Внуково и Домодедово.

Мария Литвинова, Айгуль Абдуллина

Подпишитесь на нас