Источник: Фотоархив ИД «Коммерсантъ»

«Большая бетонка» (А-108, находится в ведении Росавтодора) на участке между трассами М-7 и М-5 на востоке Подмосковья проходит через Орехово-Зуево, Ликино-Дулево и другие населенные пункты, создавая неудобства для жителей. Проект 22-километрового обхода был готов еще в 2010-х, но удалось построить только 9 км от трассы М-7 до Ожерелок (занималась компания «Автобан»), а также перенести коммуникации и установить путепроводы. Стоимость выполненных работ превысила 10 млрд руб. Затем стройка заморозилась из-за недостатков проектной документации. В 2020 году Росавтодор заключил контракт на 203 млн руб. на доработку проекта, работа должна быть завершена в мае 2022 года, строительство планировалось начать в 2023 году.

В сентябре 2021 года глава «Автодора» Вячеслав Петушенко заявил, что достраивать дорогу будет уже госкомпания, соответствующая «договоренность» достигнута с Росавтодором. «Ъ» ознакомился с документом Минтранса, содержащим поручение Федеральному дорожному агентству передать проект «Автодору». Стали известны и дополнительные подробности.

«Рассматривается сценарий, чтобы забрать эту часть трассы в госкомпанию и построить как платную, с привлечением внебюджетных средств, — пояснил “Ъ” высокопоставленный источник в кулуарах проходящей в Москве “Транспортной недели”.— “Автодор” видит в этой дороге экономическую целесообразность, тем более что планируется связка с будущей трассой М-12 Москва—Казань».

В качестве бесплатной альтернативы останется существующая дорога через населенные пункты. Сроков строительства и тарифы собеседник «Ъ» не назвал, но предположил, что в 2022 году госкомпания начнет проектирование участка, техзадание на это готово. Проект еще не обеспечен финансированием, но в программу развития «Автодора» уже включен, добавляет собеседник «Ъ». В Минтрансе разъяснений пока не дали.

Любопытно, что в июле вице-премьер Марат Хуснуллин по итогам встречи с губернатором Андреем Воробьевым упомянул у себя в Instagram проект некоей трассы между подмосковными деревнями Щербинино и Глебово: «Дал Минтрансу поручение проанализировать проект и доложить». Траектория обозначенной им дороги совпадает с предполагаемым обходом Орехово-Зуево и Ликино-Дулево, поэтому можно предположить, что именно после этой встречи и было принято решение о передаче проекта «Автодору».

Неправильно делать этот участок платным, считает член общественного совета при подмосковском минтрансе Андрей Мухортиков:

Главный смысл обхода — вывести транзитный трафик из Орехово-Зуево и Ликино-Дулево, а если он будет платным, то часть транзита заведомо останется в городах.
Андрей Мухортиков

«Строительство участка, безусловно, разгрузит дороги внутри муниципалитета, но радикально проблему пробок не решит, — прокомментировали ситуацию в администрации Орехово-Зуевского городского округа.— Большая часть автомобилистов продолжит ездить через Орехово-Зуево и Ликино-Дулево, принципиально ничего не изменится».

Лучше бы госкомпания взялась построить бесплатную дорогу для местных жителей в качестве социальной нагрузки и интегрировала бы ее с М-12, считает Андрей Мухортиков. Такой опыт, напоминает он, уже есть на Центральной кольцевой автодороге, где западный 5-й пусковой комплекс был реконструирован и расширен, но плата на нем не вводилась.

В администрации Орехово-Зуевского городского округа придерживаются похожей точки зрения: проблема транзитного транспорта уйдет, если обход будет бесплатным.

«Такой вариант лучше для местных жителей. Возможно, для других муниципальных образований строительство платного обхода в качестве транзитной магистрали — это плюс, но мы предпочли бы бесплатную дорогу», — считают в администрации.

Ранее «Ъ» сообщал о планах подмосковного минтранса построить на юго-востоке платный дублер Егорьевского шоссе к 2026 году: региональные власти заключат концессионное соглашение с инвестором до конца этого года, строительство начнется в 2023 году, тариф составит 12 ₽ за 1 км для легковых автомобилей.

Иван Буранов

Подпишитесь на нас