29 марта 2022, источник: Комсомольская правда
Дьявол больше не носит Prada. Где одеваться иркутянам после ухода западных брендов
«Комсомолка» решила выяснить, придется ли иркутянам из-за санкций одеваться на шанхайке, как в 90-ые.
В начале марта сообщили о приостановке работы Zara, H&M, Mango, Bershka, Pull &Bear и другие бренды. Многие забеспокоились: где ж мы теперь одеваться будем? Люди постарше, чья молодость пришлась на 90-ые, только усмехаются. Нас, которые стоя босиком в мороз на снегу, на картонках, примеряли сапожки, а потом и платья made in China, на испуг не возьмешь. В случае чего из того же Китая и привезут. Отправляемся прямиком на шанхайку. А там одежду из Поднебесной серьезно теснит Киргизия.
Made in Бишкек.
Огромные павильоны с одеждой разного стиля — спортивной, домашней, и «на выход», как у нас особенно любят. Тут же постельное белье из уважаемого хозяйками сатина. Много женских платьев по сезону. Среди них больше всего однотонных, стиля футляр, «серьезных», статусных. Тут же костюмы.
— Платья от 1,5 до 2,5 тысяч рублей, костюмы рублей на 500 больше, — рассказывает продавец всего этого, молоденькая киргизка Аня. Она уже давно живет в Иркутске, оформила гражданство. — Среди покупателей очень много учительниц, как из города, так и из села. Вот мы на них и ориентируемся. Размеры разные, нам привозят до 66-го.
Киргизские оптовики пополняют павильоны дважды в месяц, как привозят груз. За последние годы среднеазиатская республика превратилась в огромную фабрику одежды. Отшивают ставшие популярными модели и платья попроще, «в два шва». Продают очень дешево — бишкекские швеи берут за работу недорого, сырье свое и турецкое.
— Цены мы не поднимали, — клянется Аня, и я ей почти верю. — У нас должно быть дешевле, чем российская одежда, иначе покупать не будут. А цены на новосибирские платья начинаются от 2,5−3 тысяч рублей. Турция и Беларусь в магазинах подороже.
Но у «коллег по цеху» из соседних павильонов другие сведения — все-таки снижение курса рубля повлияло и на стоимость товаров из Бишкека, поэтому они «накинули» на свои цены по 300−500 рублей. Покупатели почти не почувствовали.
Сделано в Сибири.
Искать российские марки долго не пришлось. В торговом центре по соседству, рассчитанном тоже на обычного потребителя, нашлись не только турецкие и белорусские, но и российские бренды.
— Мы заказываем женскую одежду в Новосибирске, есть там пара очень приличных фабрик, — охотно рассказывает продавец. — Шьют очень хорошо, по российским лекалам, не только на разный размер, но и на разную полноту и рост. А это вот очень важно. Китай, к примеру, или та же Киргизия, грешат тем, что выпускают платья, которые лучше всего смотрятся на худых и высоких. А если кто «в теле» или фигуристый или лишние килограммы есть? Или невысокий? Это ж катастрофа!
Охотно примеряю платья. Честно говоря, в планах у меня не было обзаводиться еще одним. Но как отсюда уйдешь без покупки, если все сидит отлично! В общем, приобрела обновку — светло-серое платье из легкого льна. Она обошлась мне около пяти тысяч рублей.
А уж о том, что в Иркутске есть компания, которая шьет отличные костюмы для мужской половины человечества, знают, кажется все. И этим перечнем список российских брендов, которые уже заявили о себе, не ограничивается. На некоторых из работают небольшие иркутские цеха.
— Мы сейчас, правда, в небольшом количестве, отшиваем женскую одежду для российских компаний, производства которых раньше находились в Китае, — рассказывает Елена Ободовская, владелица одной из швейных компаний. — Это оказалось дешевле и практичнее. В связи с ограничениями сейчас сложно привезти оттуда партию одежды. Имеет значение и то, что расчеты идут в долларовом эквиваленте, а он резко подорожал. Но я уверена — выберемся! Голы и босы точно не будем! Да, тканей не хватает, но есть Узбекистан, есть Киргизия. Наконец, Курск, Брянск, Екатеринбург — там тоже есть производства. Есть модельеры, которые хотят работать. Есть советский опыт, лекала. Китайская одежда рассчитана на год носки, наша — немного дороже, но и служит дольше. И сидит хорошо.
Сейчас, наверное, впервые за много лет, на предприятиях в Иркутске нужны портные, закройщики. Открыты курсы для тех, кто хочет стать профессионалом и кто собирается научиться изготавливать одежду для себя. Тотальные санкции Запада неожиданно дали людям шанс заняться любимой работой. И они воодушевились, потому что уверены — все это будет носиться. Поэтому и следует шить.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА.
Светлана БЕКАРЕВА, модельер:
Это нам на руку!
— Сегодня в Иркутске есть небольшие фабрики, отшивающие на заказ спецодежду. Может быть, кто-то уже получает и заказы от российских брендов. Отечественных фирм в нашей сфере немного, но они есть. Прежде всего — в Москве и Подмосковье, но и в Новосибирске много компаний c именем. Конечно, как только ушли зарубежные фирмы, наши получили возможность развернуться. До этого много лет эта работа фактически блокировалась. И да, у нас есть идеи, модельеры, швеи, оборудование. И главное — покупатели, готовые это приобретать! Поэтому можно считать, что нам санкции Запада — на руку. Как оно будет в реальности — увидим.
А те люди, которые всегда предпочитали одеваться дорого, индивидуально, с шиком — и сейчас имеют эту возможность. На самом деле, далеко не всегда наши «иконы стиля» покупали западные модели. Как правило, они заказывают одежду на заказ, у модельеров.