В Петербурге грядут трудности с ремонтом и заменой лифтов: негде будет брать комплектующие. Зарубежные производители отказались от поставок, а местные пока не производят своего. В таких условиях в городе могут «встать» более 8 тыс. подъемников.

Просроченные лифты.

К череде прекращенного в Россию экспорта добавилось оборудование для лифтов. Единственный в стране филиал Otis, расположенный в Петербурге, тоже больше не принимает заказы. При этом на долю иностранцев приходится до 10% подъемников в жилых домах города на Неве. Например, за последние 6 лет в домах петербуржцев (без учета новостроек. — Прим. ред.) было установлено 7119 отечественных и 1048 импортных лифтов. Вроде бы своих заводов достаточно, но и они используют импортные микроэлектронику и лебедки. Запасов комплектующих, как говорят в Российском лифтовом объединении, хватит на полгода. Как рассказал «АиФ» управляющий домами одной из УК Калининского района, в основном поломки лифтов связаны с хулиганством или неправильной эксплуатацией самими жильцами.

«То дверь пнут, то попрыгают, то специально тормозят, — рассказал собеседник. — Но, бывает, что и плату какую-нибудь заменить нужно. Пока выкручиваемся, но еще месяца 3−4, и проблема будет серьезная, ведь вся электронная начинка из-за “бугра” приходила».

По данным Фонда капремонта Петербурга, замены или модернизации в городе требует 10% лифтового оборудования. Больше всего — в районах с квартальной застройкой 80-х-90-х годов. Заменить целиком требуется 8300 лифтов, у которых истекает срок эксплуатации, в противном случае они могут быть остановлены — таковы требования безопасности, прописанные в техрегламенте Таможенного союза.

«Нам удастся это сделать, если менять по 3 тысячи лифтов в год», — уточнили в Фонде.

Выход есть?

В Смольном возможную проблему с лифтами уже взяли на карандаш и уверены, что с ситуацией справятся. «Проблема дефицита оборудования носит не глобальный характер, а, скорее, единичный. Российские предприятия уже вносят изменения в технологию производства и расширяют линейку выпускаемых лифтов», — отметили в жилищном комитете Петербурга.

Пути решения ищут и сами представители лифтостроительной отрасли. В качестве альтернативы рассматриваются азиатские страны. Однако эти производители тоже опираются на западные технологии и лицензии, поэтому прогнозировать что-то сейчас трудно. Ситуацию усугубляет и подорожание самих комплектующих, а также металла, на который приходится не менее 20% себестоимости лифта. До санкций, как выяснил «АиФ» в Национальном лифтовом союзе, замена типового подъемника «под ключ» с демонтажом старого оборудования стоила менее 2 млн рублей. Сейчас же доходит до 3 млн. Представители отрасли уже попросили правительство о субсидировании и возможности в каких-то случаях модернизировать устаревшее оборудование вместо его замены.

Мнение эксперта: Заплатят граждане.

По мнению генерального директора Ассоциации «Российское лифтовое объединение» Петра Харламова, с одной стороны, в Петербурге достаточно производителей (например, Санкт-Петербургский лифтовой завод, «МЛМ Нева трейд», ЗАО «Предприятие Парнас»), чтобы обеспечить потребности города и Ленобласти. С другой стороны, своевременно менять и обслуживать лифты мешают низкие тарифы.

«Взнос за капремонт в Петербурге недостаточен, чтобы накапливать средства на замену лифтов, — пояснил эксперт. — В Москве, например, нет оборудования с истекшим сроком годности, потому что средства на его замену выделяет городское правительство. У вас же все это делается исключительно на взносы жильцов. Управляющие компании в вашем городе также не могут выделить достаточно средств на обслуживание лифтов из-за низких тарифов, их стоило бы увеличить. Ситуация сложна и тем, что в городе на Неве много нестандартных, чаще всего маленьких, лифтовых кабин».

Подпишитесь на нас