«В поисках небесного сада. Символ цветка в истории декоративного искусства» — так называется выставка, которая 29 апреля открывается в Гродековском музее, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».
На ней представлено около двухсот художественных произведений из музейных фондов Всероссийского музея декоративного искусства
— Идея выставки: представить традиционные промыслы, найдя такой прекрасный повод, как изображение цветка, — говорит сотрудник Всероссийского музея декоративного искусства Дарья Седова. — Цветы — вечные сюжеты, которые пользовались любовью во всё время существования декоративного искусства. Они- древнейший символ радости и веселья, абсолютного порядка, пожелания благополучия. Цветы — садовые, полевые сопровождают нас всю жизнь в радости и печали. Экспозиция представляет собой один большой букет. Интересно, что со второй половины XIX века, цветочные мотивы используют в росписи интерьеров и мебели, букеты цветов становятся украшением фарфора, деревянной посуды, жостовских подносов, ковров и шалей, игрушки и лаковой миниатюры. Изображения цветов и трав олицетворяют благодатную силу природы, праздник жизни, как на известных полотнах Бориса Кустодиева с его статными купчихами в ярких цветных шалях. Абстрактные композиции тоже рождались из цветочных ассоциаций.
— Красота предметов обихода, которыми пользовались люди, связана с народным пониманием жизни, как проявлением прекрасного, уверенностью в том, что хорошо сделанный предмет непременно принесёт в дом благополучие, — заметила Дарья Седова. — К примеру, изображение цветка на прялке носил охранительный характер. А вообще по народным поверьям цветы наделялись целебными свойствами: ромашка обещала здоровье, фиалка — мудрость, а роза — любовь и мир. Цветы, как вестники добрых пожеланий и надежд, были необходимы человеку.
На выставке представлено крестьянское искусство, из которого и выросли промыслы. К примеру, можно увидеть, часть интерьера дома, расписанного незамысловатым растительным орнаментом. Но представить только избу, где все комнаты внутри в цветах, и даже потолок! Так крестьяне видели свой быт. Золотой век промыслов — середина XIX века, тогда сложилось понимание, что такое золотая хохлома, знаменитые синие цветы Гжели, выполненные из фарфора с синей кобальтовой росписью, жостовские подносы, лаковая миниатюра. На выставке курские ковры — в классическом исполнении, когда использовался преимущественно черный цвет и красный. В 50-е годы прошлого столетия художники меняли фон, писали авторские цветы. И, конечно, яркие павлово-посадские платки, жостовские подносы, а их двенадцать, и все разные — яркие, буквально звенящие! Посетители могут полюбоваться лаковой миниатюрой Мстеры и Федоскино. Лучшие работы тончайшей росписи! Увидеть ростовскую финифть и ажурную металлическую скань. Отдельная витрина — сказки. Ведь столько сказок написано о цветке! Все эти предметы, собранные вместе, дополняют друг друга, создают самобытную картинку, они дружат! Такое национальное понимание красоты через промыслы.