В ГАИ отмечают: корректировки в первую очередь обусловлены бурным развитием технологий. Кроме того, потребовалось уточнить определенные нормы, которые позволят всем участникам движения четко понимать свои права и обязанности. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Одной фразой
Электросамокаты, гироскутеры, моноколеса, сегвеи и прочие электрические устройства получат наименование «средства персональной мобильности» (СПМ). Ездить на них можно будет только по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине со скоростью не выше 25 км/ч, не создавая препятствия для движения пешеходов. Устанавливается возрастное ограничение на использование — с 14 лет. Но оно не будет действовать в жилых и пешеходных зонах.
Приравняют к пешеходам…
…пользователей СПМ, хотя ездить они могут с такой же скоростью, как и велосипедисты.
— До внесения изменений в ПДД передвижение на таких устройствах не регламентировалось, — объясняет заместитель начальника главного управления ГАИ МВД Беларуси Александр Занимон. — Теперь их владельцы обязаны снижать скорость при подъезде к пересечению с проезжей частью. А еще использовать свет фар в темное время суток. Рекомендательный характер носит использование шлема. Этой защитой чаще пользуются моноколесники.
Меньше документов
Согласно действующим ПДД, водитель обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам ГАИ водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства (техпаспорт), разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности (страховку), разрешение на использование средств радио- и спутниковой связи при их наличии. Теперь этот перечень сокращается наполовину.
— В списке необходимых остаются лишь водительское удостоверение и свидетельство о регистрации транспортного средства, — поясняет А. Занимон. — Информацию об оформлении страхового свидетельства и прохождении гостехосмотра сотрудники ГАИ сегодня могут получать в режиме реального времени.
Без помех
Сейчас движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствий пешеходам. В новых правилах закрепляется обязанность велосипедистов передвигаться вне населенных пунктов (за исключением велосипедной дорожки) в темное время суток в одежде со световозвращающими элементами. Пересекать проезжую часть только по велопереезду или велосипедной дорожке, а при их отсутствии — по пешеходному переходу, на перекрестке — по линии тротуаров или обочин, не создавая препятствий для движения пешеходов. При этом велосипедист будет вправе не спешиваться.
— Эта норма направлена на поддержание здорового образа жизни и в целом на развитие велосипедного движения, — замечает представитель ГАИ.
Выше скорость
Вне населенных пунктов на автомагистралях и дорогах для автомобилей, мотоциклов, легковых и грузовых машин массой не более 3,5 т разрешат ездить со скоростью не более 120 км/ч, а для автобусов — не выше 100 км/ч. На некоторых участках трасс, где это возможно, уже установлены ограничения в 120 км/ч.
— Для всех остальных дорог сохраняется скоростной режим в 90 км/ч, — обращает внимание специалист.
Новые знаки
«Начало (конец) участка контроля средней скорости движения транспортных средств». В качестве эксперимента его применили в этом году на отдельных участках загородных трасс. Суть такова: в начале и конце контролируемого отрезка устанавливаются камеры, которые фиксируют время въезда и выезда транспортного средства. Программный комплекс делит расстояние на время проезда и получает среднюю скорость движения. Данные о правонарушениях аккумулируются, в последующем виновные привлекаются к административной ответственности.
— Наша задача не столько выявить нарушения, сколько обеспечить безопасность, — подчеркивают в ГАИ.
«Зона с ограничением максимальной скорости движения». Где плотная жилая застройка, она может снижаться до 30 км/ч. Велосипедистам разрешат в обозначенных местах выезжать на проезжую часть, но не далее 1 м от края дороги. В Минске такие зоны могут создать на участках улиц с большим количеством отдыхающих и мест общественного питания, например в историческом центре. Знаки ограничения будут выставляться на въездах и выездах.
Правило двух полос
Преимущество пешеходам на «зебре» будет считаться предоставленным, если расстояние между транспортным средством и приближающимся человеком составит не менее двух полос движения (при их наличии).
Нетрезвым нельзя
Правилами запретят перевозить нетрезвых пассажиров на мотоцикле (кроме бокового прицепа к нему) и мопеде. По требованию сотрудников ГАИ они будут обязаны пройти освидетельствование. Пользователям средств персональной мобильности также запретят передвигаться в состоянии алкогольного опьянения.
Со светом фар
В новых правилах указываются точные даты, когда в период проведения республиканских специальных комплексных мероприятий водители должны в дневное время включать ближний свет фар: с 25 мая по 5 июня и с 25 августа по 5 сентября.
По первому ряду
Вводится возможность проезда электромобилей по полосе, предназначенной для движения общественного транспорта. Делается это для стимулирования использования электротранспорта.