Котики и покемоны поселились по всему Хабаровску: художник создает мини-мозаики на улицах родного города

Учитель истории из Хабаровска занимается мозаичным стрит-артом.

12

«Бетон и волны» — это локальный стрит-арт проект хабаровского учителя истории в школе № 85 Дмитрия Морозова. В рамках него художник в одиночку создал уже больше 50 небольших мозаик на улицах родного города, они есть в каждом районе Хабаровска, стоит только поискать. По сути — это «плиточный пискель-арт*».

Дмитрий выкладывает на различных поверхностях персонажей из фильмов, аниме, игр, а также забавных зверушек. Среди его персонажей есть даже популярный блогер Илья Варламов, бегущий за маршруткой. Занимается Дмитрий таким необычным хобби уже почти год — с июля 2021 года.

ХОЧУ СДЕЛАТЬ ГОРОД БЛИЖЕ К ЖИТЕЛЯМ.

— Я выкладываю «плиточки» на серых и грубых стенах, чтобы сделать город чуть ближе к его жителям. Началось все с того, что несколько лет меня заинтересовала культура хабаровского стрит-арта. Ребята моей школы делали видеопроект о местных художниках, которые через уличное искусство избавляются от будничной серости, привлекают внимание к различным проблемам и в целом делают Хабаровск ближе к его жителям. Это произвело на меня глубокое впечатление и очень заинтересовало. Как учитель истории я не смог пройти мимо и приступил к изучению этого огромного пласта искусства, — рассказал «КП-Хабаровск» Дмитрий Морозов.

Дмитрий по-серьезному вовлекся в культуру общения с городом через рисунок и, в конце концов, захотел сам заниматься чем-то подобным. Но так как, по своему признанию рисовать хабаровчанин не умеет, то он решил выбрать другой доступный способ уличного творчества — собирать мозаики из стекломассы.

ТВОРЧЕСТВО КАК МЕДИТАЦИЯ.

— Вдохновился я этим делом от стритартера Mauzerа. Он стал для меня проводником в этот дивный мир плиточного пиксель-арта. Но в отличие от многих художников, я собираю мозаику на месте, а не приношу уже собранные работы. Клеить на стены готовые картинки не мое, важен сам процесс и вложенные усилия. Это своего рода общение с городом, можно сразу получить фидбэк от жителей. Для меня выкладывание плиточек на поверхность сродни медитации или терапии. Это отличный способ справляться с негативом. Так, одну из работ — желтого покемона на дамбе я делал больше девяти часов на 30-градусной жаре посреди раскаленных бетонных плит.

Кстати название проекта — «Бетон и волны» вдохновленно любимым местом Дмитрия в городе — дамбой-набережной в Индустриальном районе.

— Именно там я начал делать свои первые мозаики. Дамба — это отражение моей души и сложной дальневосточной культуры. Она соединяет искусственную серую, но спокойную глыбу бетона с динамикой волн необузданного Амура. Я долго не делился публично своими работами, но недавно завел канал в Телеграме, где стараюсь регулярно выкладывать что-то интересное.

Также порой на проработку концепта у Дмитрия уходит больше времени, чем на выкладывание плитки, ведь все нужно грамотно рассчитать. Иногда он находит что-то готовое в интернете, но в последнее время старается придумывать изображение с нуля. Рисовать «пикселями» не так просто, как кажется поначалу. Плюс в том, что мозаика — безотходное творчество и то, что осталось с одной работы переходит в следующую задумку.

ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ.

К слову, плиточная мозаика — дело довольно кропотливое, требующие много времени, терпения и внимательности. На одну работу у Дмитрия в среднем уходит минимум от полутора до двух часов, и то если мозаика небольшая. Каждый арт уникален и требует своего подхода: какие-то картинки получаются более детализированными, другие наоборот более абстрактные. Для каждой мозаики нужно разное количество плиточек и свой набор цветов. И занятие это довольно затратное.

— Меня выручает оптовая закупка. Дома стоят целые коробки с плитками разных цветов — порой сидишь и думаешь, что с ней делать. Да, увлекаться мозаикой недешево, но оно того стоит. Закупаюсь я в обычном строительном магазине. Размер плитки 2 на 2 сантиметра. Также постоянно экспериментирую с множеством разных клев и смесей. Что-то выдерживается временем, что-то не очень.

ПРО ВАНДАЛИЗМ, ЛЮБОПЫСТСТВО И КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД.

Дмитрию нравится, что хабаровчане в целом положительно и живо реагируют на его мозаики, особенно маленькие дети до 10 лет и подвыпившие мужчины от 50, по наблюдениям самого художника.

— И те и другие искренне радуются, задают вопросы, вкладывая свой смысл в ту или иную картинку. Если хотя бы нескольких человек мои работы натолкнут на определенные мысли, я буду считать это успехом. В донесении идей через образы из маленьких кусочков стекломассы и состоит главная задача.

Хотя, конечно, есть обратная сторона — вандализм. До 30 процентов кропотливо собранных мозаик Дмитрия кем-то закрашиваются или разбиваются. Но художник старается никогда по этому поводу не расстраиваться, ведь это суровая реальность уличного искусства. Даже разрушение, по мнению Дмитрия — акт соучастия людей, выражение их эмоций и реакций на творчество. Любой прохожий такой же автор этой работы, как и сам художник. У всех одинаковые права на общее городское пространство.

— Несмотря на то, что плитка из стекла, она довольно прочная, случайно разбить ее трудно. Часто заметно, что люди специально ломают картинки кирпичами или камнями. Иногда даже снимают и уносят с собой. Но я это списываю не злость, а на любопытство — людям хочется потрогать, узнать — насколько крепко плитка приделана. В любом случае у меня позитивный настрой.

Конфликтов с властями и городскими службами на почве «вандализма» у самого Дмитрия никогда не возникало.

— Пару раз подходили ответственные за содержание зданий люди, но всегда можно объяснить, зачем это делается. Я никогда не делаю мозаику на исторических объектах. Если и перекрываю, то какие-нибудь матерные слова или странные рисунки. Это интереснее и креативнее, чем просто закрасить что-то неприличное. Раньше граффити тоже закрашивали, но потом люди поняли, что есть и хорошие рисунки. Эти крупные граффити десятилетиями стоят целыми и становятся частью городского ландшафта.

МОЗАИКИ СТАНОВЯТСЯ ЧАСТЬЮ РАЙОНОВ.

— Некоторые мои мозаики тоже вписываются в городской ландшафт и становятся его частью. Здорово, что есть ребята, которые начинают выкладывать уже свои работы. Это очень круто! Рад, что смог вдохновить кого-то на творчество и запустить небольшую волну. Главное, чтобы это вызывало отклик у людей. Обратная связь есть — например, одна девушка написала «наконец-то я вас нашла! А то, регулярно идя на работу, вижу плиточку-планету. Не знала, что это вы. Прикольно!».

Дмитрий работает только когда есть вдохновение во все времена года, кроме зимы. В холоде клей просто не цепляется за стены. Поэтому в зимний сезон Дмитрий клеит внутри помещений — например, в своем подъезде или в гостиницах, когда ездит в командировки. Это всегда что-то маленькое и аккуратное, чтобы никто не отругал. Какого-то долгосрочного плана у художника нет.

— Иногда хочется что-то сделать, но долго ищешь идею, а порой само место подсказывает, что нужно сделать. И это самое крутое.

Дмитрий старается выбирать пространства, которые уже обладают своим стилем. Свои работы художник аккуратно вписывает в окружение, чтобы его не считали вандалом. Тогда рисунок играет новыми красками и начинает дополнять окружение. Так, некоторые мозаики становятся маленькими символами районов Хабаровска.

Например, одна из мозаик находится в Дендрарии.

— Это идеальное место в центре города, где можно спрятаться от жары и суеты среди дальневосточной флоры. Тут приятно гулять и спокойно проводить время. В мае я выложил там Тоторо — доброго духа и защитника леса из обожаемого аниме Хаяо Мядхаки — «Мой сосед Тоторо». Мозаика притаилась глубоко среди деревьев и покажется только самым любопытным посетителям. А на остановке Панфиловцев, на старом электрощитке поселился котенок, которого обязательно нужно погладить, чтобы автобус приехал быстрее.

Чаще всего мозаику хабаровского учителя можно обнаружить на мусорных баках, в подъездах и на стенах многоэтажек, столбах, расписанных низкосортными граффити, бетонных блоках и гаражах.

СПРАВКА «КП».

Пиксель-арт (от англ. Pixel art) — это художественное изображение, а также особая форма цифрового искусства, созданное путем редактирования отдельных пикселей. Обычно работы в стиле пиксель-арт стилизуются под эстетику 8-битных видеоигр 80-х годов прошлого века. Истоком пиксель-арта в традиционной живописи можно назвать — пуантилизм — технику рисования точечными мазками. В стиле «пуантилизма» к примеру, писал свои картины известный нидерландский художник Винсент Ван Гог.