Что тормозит открытие одной из крупнейших автомагистралей ДФО

Источник: Группа ВИС

Первая на Дальнем Востоке скоростная платная автомобильная магистраль «Обход Хабаровска» готова. На днях об этом заявили власти Хабаровского края. Разрешение на ввод в эксплуатацию по основному ходу было получено в октябре 2021 года. Но и сегодня, спустя восемь месяцев, трассу все еще не открыли. Автомобилистам так и не удалось опробовать ее в деле. Что же мешает запуску и когда его ждать, выяснял корреспондент «РГ».

Дорога строилась по концессионному соглашению, которое в декабре 2016 года подписали правительство Хабаровского края и ООО «Региональная концессионная компания», входящая в Группу «ВИС». Проект стал первым примером государственно-частного партнерства в транспортной сфере ДФО. Главная цель строительства «Обхода» — разгрузка центра Хабаровска от транзитного транспорта, проходящего по федеральным трассам Чита — Хабаровск («Амур»), Хабаровск — Владивосток («Уссури») и Хабаровск — Находка («Восток»). Общая протяженность магистрали составила 27,1 километра. Проезжая часть шириной 15 метров, четыре полосы движения и максимальная разрешенная скорость 120 километров в час, по расчетам экспертов, обеспечат пропуск до 25 тысяч машин в сутки.

Как сообщили «РГ» в министерстве транспорта и дорожного хозяйства края, после получения разрешения на ввод в эксплуатацию готовность объекта составляла лишь 92,42 процента. Поэтому, дескать, и не открыли дорогу: по условиям концессионного соглашения это можно сделать только с актами приемки всех этапов строительства, свидетельствующими о 100 процентах технической готовности.

— По состоянию на 1 июня 2022 года готовность — 100 процентов, — отметила глава регионального минтранса Ирина Горбачева.

— Весной этого года провели завершающие работы по озеленению и благоустройству откосов на двух съездах. Сегодня автодорога «Обход Хабаровска» полностью готова к открытию движения для автомобилистов. Концедент и концессионер обсуждают совместное решение о дате открытия, — заверили в пресс-службе Группы «ВИС». — Управлять транспортными потоками будут с помощью интеллектуальной системы. Для этого на протяжении 27-километровой трассы смонтировано 78 обзорных и контролирующих видеокамер, 88 электронных табло и знаков переменной информации, 23 детектора транспорта, а также восемь комплексов фиксации нарушений и метеостанция.

Выходит, что работе «Обхода» больше ничего не мешает, и она начнется уже скоро? Депутат Хабаровской городской думы Михаил Сидоров в этом не уверен. По его мнению, до сих пор открытие дороги всячески затягивалось искусственно. Ведь для Хабаровского края принять объект просто невыгодно. После этого, согласно договоренностям, в течение десяти лет придется выплачивать концессионеру в среднем по 2,3 миллиарда рублей — сумму, примерно равную годовому фонду на ремонт и содержание всей дорожной сети региона.
Общие затраты на строительство и обслуживание трассы — 56,4 миллиарда рублей. Окупиться дорога должна за счет взимания платы за проезд

— В своих доводах я опираюсь на реальные цифры из документов. В соответствии с распоряжением от 6 октября 2017 года № 702-рп на строительство «Обхода» выделено 29,4 миллиарда рублей. Из них 18,7 миллиарда — затраты федерального бюджета, а 10,7 — капитальный грант краевого бюджета. После подписания акта о вводе дороги в эксплуатацию край должен выплатить концессионеру в течение десяти лет еще 26,9 миллиарда рублей, а также недостающую сумму предусмотренного соглашением краевого гранта. Общие затраты на строительство и обслуживание трассы — 56,4 миллиарда рублей, — рассказал Михаил Сидоров. — Окупаться все это должно за счет того, что дорога платная. Но, по расчетам экономического обоснования строительства, сделанного в 2015 году, безубыточность проекта должна наступить в случае 25-процентного экономического роста в нашем крае и соседних регионах. На самом деле, даже по самым позитивным оценкам, эта цифра довольно большая и такого скачка, конечно, не произошло. Был прицел на открытие таможенного перехода на острове Большой Уссурийский. Это пока тоже остается в перспективе. В результате непонятно, насколько расходы будут перекрываться доходом от трассы. На бюджет Хабаровского края определенно ляжет серьезная нагрузка.

В апреле глава региона Михаил Дегтярев во время прямой трансляции в Telegram заявил, что обратился за дополнительным федеральным финансированием.

— Минтранс испытывает недостаток средств, потому что мы в этом году будем платить за «Обход Хабаровска» практически 80 процентов дорожного фонда, — признался губернатор. — Но в Москве состоялся разговор с вице-премьером Маратом Хуснуллиным на тему помощи нашему бюджету, дорожному фонду, и мы надеемся, что в ближайшие недели нам выделят дополнительные средства.

Пока никакой информации о поступивших деньгах нет. Остается надеяться только на то, что после открытия дорога все же начнет окупать себя сама.

По условиям концессионного соглашения в первые два месяца эксплуатации движение по «Обходу Хабаровска» будет осуществляться в тестовом режиме. После этого с автомобилистов начнут брать плату за проезд. Чтобы делать это было удобно, на различных участках установили пять пунктов взимания платы барьерного типа.

Но сколько будет стоить проезд, сказать пока сложно. С начала строительства расценки озвучивались несколько раз. В 2018 году сообщалось, что проезд по трассе «Обход Хабаровска» обойдется в шесть рублей за километр пути. В 2021-м говорилось уже о том, что ориентировочная стоимость составит от пяти до 20 рублей за километр, в зависимости от веса автомобиля. Точные цифры, по всей видимости, станут известны уже после открытия.

Кстати

Открытие дороги обеспечило край дополнительными рабочими местами. Как рассказали в Группе «ВИС», для обслуживания созданной транспортной инфраструктуры уже сформирован штат работников. Среди них инженеры, технические специалисты, кассиры и операторы. Сейчас трудоустроены 156 сотрудников, все местные жители. Операторы прошли обучение и, несмотря на то что трасса не открыта, трудятся в круглосуточном режиме.