Из Ташкента в Самару и Волгоград снова пошли поезда

В расписание через два года снова вернулись поезда из Узбекистана в Россию. Завтра в Самару из Ташкента прибудет «первая ласточка». В четверг, 23 июня, этот поезд отправился в путь. А 25 июня из Узбекистана в Волгоград повезет пассажиров еще один состав.

В России их ждут. В пандемию поток рабочих мигрантов на наши поля и стройки сильно обмелел. И это создало немало проблем. Самарская область занимает первое место в Приволжском федеральном округе по числу мигрантов из Узбекистана — 60 тысяч человек ежегодно. «Все эти годы, пока поезда не ходили, многие узбеки продолжали трудиться у нас, — говорит руководитель управления национальной и конфессиональной политики департамента внутренней политики правительства области Надежда Осипова. — На стройках, в сельском хозяйстве, в торговле овощами и фруктами, производстве продуктов питания и в заведениях общепита. Добирались самолетами. А билеты там очень дорогие, до 40 тысяч рублей». Другое дело поезд: от 5,5 до 17,4 тысячи рублей.

На юге России тоже ждут жителей Узбекистана. Их труд востребован как в строительстве и ЖКХ, так и на селе. Сайты объявлений пестрят разнообразными предложениями о найме. Тут так и пишут: «В бригаду узбеков требуются рабочие на производство блоков. Рабочий день с 8.00 до 17.00». Заработная плата выдается с учетом условий приезжих, еженедельно, из расчета в среднем 2000 рублей за день.

Много и встречных предложений: «Бригада узбеков — стяжка, штукатурка, кладка, сделают за 40 тысяч рублей». Заказчику удобно и недорого. Местные жители на дешевые подряды идти не хотят. А узбеки — с радостью. На родине заработать столько трудно. По экспертным данным, в Узбекистане шесть миллионов безработных.

А в Ростовской области сейчас активно застраиваются. Да и Краснодарскому краю нужны рабочие руки. «Гастарбайтеры хорошо восполняют дефицит на стройках. Мы приветствуем их возвращение», — сказал «РГ» глава стройбизнеса в Ростове. Не исключено, что многие узбеки с поезда «Ташкент — Волгоград» поедут дальше — на юг.

Есть еще один взаимный интерес между нашими странами — туризм. Как сообщил «РГ» глава турфирмы в Самаре Евгений Мальшин, железнодорожное сообщение сделает поездки в Узбекистан более дешевыми и удобными для организованных групп. Фирма планирует продвигать туры для школьников. Как сообщает сайт «жд-билеты.ru», на детей от 5 до 10 лет есть скидка 35−50 процентов. Кстати, малыша до пяти лет можно провезти бесплатно на месте взрослого либо по отдельному билету, но со скидкой до 70 процентов.

Поезд Ташкент — Самара раз в неделю будет отправляться из Ташкента по четвергам, обратно — по воскресеньям. Из Ташкента в Волгоград — по субботам, обратно — по вторникам.

Взгляд из Европы

В странах Восточной Европы также интересуются рабочими из Узбекистана, в том числе для сезонного сбора урожая. Например, в Польше в пик сезона местным фермерам нужно примерно 100 тысяч дополнительных пар рабочих рук, а сейчас из-за их нехватки урожай начинает гнить на полях. По данным польских СМИ, в среднем за месяц при рабочем дне в 8−10 часов сборщикам урожая там платят от 2 до 4 тысяч злотых (от 24 до 48 тысяч в пересчете на рубли). Из самого Узбекистана добираться до Польши дорого — это авиарейсы с минимум одной пересадкой (как правило, в Дубаи), которые в сезон стартуют от 25 тысяч рублей в один конец. Дорога туда-обратно может «съесть» львиную долю заработка за лето. Железнодорожный билет из Ташкента через Самару в Москву обойдется от 9−10 тысяч рублей плацкартом. Далее до Варшавы самый дешевый способ на автобусе. Как сообщили корреспонденту «РГ» в одной из транспортных компаний, стоимость перевозки в один конец — 10−15 тысяч рублей в зависимости от даты. Итого — примерно те же деньги, что и за авиабилет.

Поэтому переживать на счет того, что Польша или другие страны Европы переманят узбекских мигрантов из России, преждевременно.

Подготовил Игорь Дунаевский.