Министр культуры Челябинской области: в регионе пройдет 280 мероприятий

Как обновляют культурные учреждения, и какие фестивали на Южном Урале обязательно нужно посетить.

Из-за пандемии в Челябинской области на протяжении двух лет отменялись мероприятия. Южноуральцы так соскучились по всему этому, что теперь посещаемость фестивалей бьет все рекорды. В эфире радио «Комсомольская правда — Челябинск» (95.3 FM) рассказал министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин рассказал, какие мероприятия обязательно стоить посетить, почему в обновленном театре кукол такие невзрачные стены, и зачем нужно возрождать музыкальные школы.

— Какие культурные события вы советуете посетить? Может, есть какие-то в отдаленных районах. Например, в Аркаиме планируется насыщенная программа этим летом. Расскажите, как вообще культурная жизнь в районах?

— Культурная жизнь кипит. Уже прошел Бажовский фестиваль, областной Сабантуй. Это праздник тюркских народов, который у нас стал многонациональным. Сюда приезжают гости их Казахстана, Оренбурга, из Курганской области. В районах тоже есть свои знаковые мероприятия. Например, в Златоусте 16—17 июля пройдет Бушуевский фестиваль, он посвящен златоустовским изделиям, украшенному оружию.

Кроме этого, 30 июля пройдет фестиваль исторической реконструкции «Пламя Аркаима». Там же 13 августа будет и фестиваль традиционной кухни народов Южного Урала «Крынка». 6 августа в Чесменском районе — казахский праздник «Туган жер». Практически каждые выходные в области что-то проходит.

— Помимо массовых мероприятий, в области проходят и театральные фестивали, например, знаковый для региона Балетный фестиваль имени Екатерины Максимовой. Расскажите, как в нем участвует министерство?

— Фестиваль имеет свои традиции. Театр оперы и балета с удовольствием его проводит, собирает лучшие коллективы со всей страны. Ребята из Уфы, Екатеринбурга, Перми каждый день приезжают и показывают спектакли. Билеты на их выступления, как правило, разлетаются очень быстро. Сейчас мы рассматриваем возможность поездки этих артистов по городам Челябинской области, чтобы радовать всех жителей региона. Поскольку балет не часто бывает в маленьких города, хотя весьма востребован и всегда имеет успех.

— Как правительство Челябинской области поддерживает культурные мероприятия?

— Чем мы отличаемся от шоу-бизнеса — он зарабатывает сам на себе, а культура требует поддержки, и она поддерживается за счет бюджета. Мероприятия, которые приобретают областной масштаб, попадают в список, поддерживаемых губернатором Челябинской области. Он ежегодно обновляется, на него выделяется отдельное целевое финансирование.

В этом году пройдут 280 мероприятий. Есть большие фестивали, а есть и маленькие, где участвуют дети со всей области, которые потом отправляются на всероссийские и международные конкурсы. Я считаю, что это тоже наша работа — поддержка юных талантов через такие фестивали.

— Во время обращения к Заксобранию губернатор Алексей Текслер сделал акцент на детской филармонии, что это такой знаковый объект для нашего региона. Вы, как министр, можете сказать, насколько оправдало себя строительство этого учреждения?

— Это действительно очень знаковый объект, некий ключик от двери в царство музыки и детского искусства. За зданием детской филармонии стоит масса интересных программ, направленных на развитие детей, на их определение в мире искусства. Наша филармония также уникальна тем, что в ней созданы детские коллективы, которые являются дублерами взрослых коллективов филармонии. Это такая кадровая программа. Мы работаем с ребятами, которые в будущем могут стать частью наших основных ансамблей.

— Долгие годы у нас, можно сказать, не обращали внимание на детские школы искусств. Сегодня на этом делается особый акцент. Расскажите, какие планы на ближайшие годы?

— Национальный проект «Культура» затрагивает сферу музыкальных школ. С 80-х годов прошлого века не было программы, которая бы финансировала ремонт, приобретение музыкальных инструментов, а теперь она есть. За три года мы отремонтировали и оснастили порядка 30% наших учреждений, находящихся в селах, деревнях и городах. За десять лет мы приведем базу в норму, соответствующую требованиям, надо будет это только поддерживать.

К сожалению, рынок, который должен был регулировать потребность детей обучаться в музыкальной школе, не справился с этим. У нас масса вокалистов, которые хотят стать эстрадными певцами, гитаристами, музыкантами-народниками, но в музыкальных школах с этим все печально. Некоторые учреждения отказываются от духовых инструментов, потому что не могут себе этого позволить. Фагот, например, стоит два миллиона рублей, его приобрели в филармонию благодаря поддержке губернатора.

Звено музыкантов с высшим образованием у нас еще держится, но кто-то ведь должен подготавливать абитуриентов для них. Это как в спорте. Раньше был футбольный турнир «Кожаный мяч», который позволял нашей стране создавать такие сборные, которые выигрывали чемпионаты мира. А теперь турнира нет и играют абы как. То же самое происходит в искусстве. Я вырос в селе, и раньше у нас в доме пионеров был целый духовой оркестр, мы ходили туда и дудели на трубах. Все это было бесплатно и доступно.

— Еще одно знаковое событие для детей и взрослых — открытие обновленного театра кукол. Я зашла туда вместе с детьми, и мы открыли рты от восхищения, насколько там богатые и современные интерьеры. Но с коллегой у нас завязался спор: она считает, что из-за белых стен нет ощущения, что мы находимся в театре кукол, как это было в нашем детстве.

— Мир идет вперед, и хоть у нас есть ностальгия по детству, нельзя останавливаться на месте. Наш театр кукол уникальный, он работает и на взрослую аудиторию. Люди не должны себя чувствовать в кукольном домике, когда приходят на взрослый спектакль. Белые стены обусловлены тем, что в театре есть возможность попасть в сказку. Есть сейчас такие технологии, которые позволяют транслировать видео на стену. И тут важно, чтобы они были белыми. Если праздник проходит в фойе, оно может преобразиться, стать зеленым, розовым, человечки могут бегать по стенам, падать снег и прочее. Все это благодаря проекторам, которые встроены в потолке.

— А насколько вероятно, что театр драмы тоже изменится?

— В театре кукол мы можем менять внутреннее убранство как хотим, поскольку там только внешние стены являются памятником. Театр драмы является памятником и внутри тоже, поэтому мы можем менять только материалы старые на новые, оставляя все так, как было. Внешний вид является охраняемым наследством культуры, мы просто там все обновим.

— Откуда на все эти глобальные перемены в наших знаковых учреждениях культуры берутся средства?

— Театры ремонтируются за счет федеральных средств. Молодежный, театр кукол в Челябинске, Озерске и в Магнитогорске. Что касается серьезных объектов, таких как театр драмы и Белый дом в Кыштыме, по 500 млн рублей выделило Министерство культуры, и примерно столько же — наш бюджет. Примерно, потому что цены меняются, меняются виды работ, и все это выльется, скорее всего, в еще большую сумму.

— Кстати, когда пойдут первые экскурсии в Белый дом?

— Работы и в Белом доме, и в театре драмы, рассчитаны на три года. Вероятно, что уже в конце 2024 года запустим первые экскурсии. Отремонтировать и отреставрировать здание — это уже большая проблема, а там ведь еще и музей. Что касается театра драмы, буквально через год мы бы начали принимать зрителей, а закулисную часть работ продолжили. Они будут идти еще один год.