В Екатеринбурге открылась выставка «Глазами Донбасса»

На выставке «Глазами Донбасса», открывшейся в Екатеринбурге, представлены фотографии, рисунки и документальные фильмы, созданные участниками спецоперации на Украине, репортерами и студентами Донецкого национального университета.

В центре внимания журналистов наконец-то не звезды эстрады, не политики и бизнесмены, а рабочие, учителя, повара, шахтеры — люди, которых восемь лет назад не остановило отсутствие военной подготовки, и они встали на защиту своей Родины, права говорить на русском языке, — а также дети и старики, вдруг оказавшиеся на передовой.

Сами авторы снимков и репортажей, теперь превратившихся в экспонаты, тоже достойны внимания. Глеб Эрвье, военный корреспондент и художник, автор замечательных портретов. Уроженка Германии журналистка Алина Липп переехала в Россию, живет на Донбассе и ведет блог на немецком, помогает немцам правильно понимать ситуацию в России. У ее телеграм-канала двести тысяч подписчиков, а власти Германии завели на Алину уголовное дело за поддержку спецоперации. И студенты журфака Донецкого университета, написавшие книгу «Юность моя в огне».

— Идея книги родилась еще осенью 2014 года, когда украинская армия засыпала город снарядами и минами, бои шли в донецком аэропорту и на окраинах, — рассказывают ребята, приехавшие в Екатеринбург на открытие выставки. — Учебные корпуса содрогнулись от взрыва ракеты «Точка-У», в окнах повылетали стекла. Потрясенные увиденным люди не могли поверить, что в их родной, красивый и мирный город пришла война.

Экспозиция развернута на двух площадках — в Выставочном центре «TEN» и Музее архитектуры и дизайна УрГАХУ. Архитектурный университет стал одним из организаторов экспозиции, и донецкая молодежь встретится со своими ровесниками. Этот момент принципиально важен, если вспомнить, что не так давно несколько сот студентов университета подписали письмо с требованием убрать символ спецоперации — букву Z — с фасада их альма-матер. История вышла громкая, заодно ославив и весь Екатеринбург. Но навешивать ярлыки — проще простого, а начать разговаривать со вчерашними школьниками, воспитанными в разнузданно-либеральные годы, убеждать их — согласитесь, и труднее, и достойнее.

— Самое главное — чтобы граждане понимали: если мы не будем проводить спецоперацию там, то, что вы видите на этой выставке, придет в города России. Надо знать, что прямо сейчас кто-то платит своей жизнью за право говорить на родном языке и помнить свою историю, — сказал на открытии советник председателя правительства ДНР Ян Гагин.

Между тем

В то время, как на Украине из школьной программы исключают произведения Пушкина, Толстого, Достоевского, Булгакова и Чехова, люди на освобожденных территориях ЛДНР радуются возможности свободно говорить на родном для большинства русском языке — и учить этому своих детей. Перед школьными учителями стоит важнейшая задача — формировать российскую идентичность при изучении русской литературы и русского родного языка, и в этом им помогут методические рекомендации, подготовленные Институтом развития образования Свердловской области. Предполагается, что разработку будут использовать и в Донецкой народной республике, с коллегами из которой сотрудничает ИРО. Программа предмета «Родная литература (русская)» предусматривает не столько изучение произведений, сколько разговор о важнейших исторических и культурных событиях в России, о выдающихся личностях, о духовной силе народа. Литература же позволяет осмыслить их с позиций нравственного, гуманистического и патриотического значения. Именно поэтому освоение программы родной русской литературы должно сопровождаться историко-культурным комментарием учителя. Одновременно новый учебный курс русского языка, по замыслу авторов, позволит «углублять и при необходимости расширять знания о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения».