Город Спутник в Приморье разобьют на инвестиционные лоты

Амбициозный проект станет точкой притяжения практически всех существующих и перспективных преференций на Дальнем Востоке.
Источник: PrimaMedia.ru

Строительство нового города Спутник в Приморском крае станет точкой притяжения практически всех преференций для бизнеса на Дальнем Востоке, как существующих, так и перспективных, сообщает ИА PrimaMedia.

Этапы реализации мегапроекта, а также инструменты ускоренного развития макрорегиона обсудили на отраслевой дискуссии «Инвестиционный потенциал строительной отрасли Дальнего Востока» (12+), которую организовало Министерство развития Дальнего Востока и Арктики совместно с АО «Корпорация развития Дальнего Востока».

Для конструктивного диалога между властью и бизнесом на мероприятие были приглашены руководители Минвостокразвития России, Минстроя России, региональной власти, представители ключевых отраслевых ассоциаций и бизнес-сообщества. В рамках дискуссии были обсуждены преференциальные режимы Дальнего Востока, площадки для локализации производств строительных материалов, а также ключевые программы в сфере жилищного строительства (Город Спутник, Дальневосточный квартал, Дальневосточная ипотека) и другие меры государственной поддержки бизнеса в ДФО.

Развитие Дальнего Востока в цифрах

Красной линией мероприятия стала тема перспектив развития строительной отрасли на Дальнем Востоке. Как и сама отрасль, она оказалась системообразующей и комплексной, включающей огромное количество ответвлений: от мер государственной поддержки, главных проектов и точек роста до проблем и вызовов, с которыми сталкивается бизнес-сообщество.

О состоянии отрасли на текущий момент и мерах государственной поддержки в регионе рассказал во вступительном слове первый заместитель главы Минвостокразвития Гаджимагомед Гусейнов. По его словам, по показателю ввода нового жилья Дальний Восток почта в два раза отстает от среднероссийского. Еще один предмет для детального рассмотрения — высокая стоимость квадратного метра.

При этом замминистра подчеркнул положительную тенденцию: с 2017 года ввод жилья в регионе неуклонно растет и сейчас двое превышает объемы пятилетней давности. Причиной роста стали меры государственной поддержки: преференциальные режимы ТОР и Свободный порт Владивостока, программа «Дальневосточная ипотека».

В связи с этим появились и так называемые проблемы роста, которые всегда сопутствуют повышенному спросу. И к этому необходимо готовиться.

«Мы стали разрабатывать меры стимулирования строительства жилья. В прошлом году по инициативе Министерства была предложена и поддержана президентом программа “Дальневосточный квартал”, — сообщил Гусейнов. — С регионами Дальнего Востока отобрали семь перспективных площадок, которые в перспективе дадут нам порядка 1,7 млн дополнительных квадратных метров. Во Владивостоке готовится проект города Спутник. От него ожидаем более 2 миллионов квадратных метров дополнительно».

Гендиректор АО «КРДВ» Николай Запрягаев сообщил, что на Дальнем Востоке созданы 22 территории опережающего развития. Пять регионов имеют преференции режима СПВ. Эти условия уже обеспечили приток 2,5 трлн инвестиционных рублей. И это не только и не столько добывающий сектор. 75 процентов из них — переработка, логистика, сфера услуг, недвижимость и девелопмент.

Глава АО «КРДВ» подчеркнул, что сегодня его ведомством и Минвостокразвития дополнительно курируются четыре важных для региона проекта развития: «Дальневосточный квартал», Город Спутник, «Дальневосточная ипотека» и реновация городов.

О городе Спутник

Об этапах развития, пожалуй, самого амбициозного проекта на Дальнем Востоке — нового города Спутник, который будет расположен в Надеждинском районе Приморского края, рассказал заместитель генерального директора по строительству и инфраструктуре АО «КРДВ» Евгений Николайчук.

По его словам, отправной точкой этой истории стал прошлогодний ВЭФ, на котором Министр развития ДВ и Арктики Алексей Чекунков объявил о старте разработки мегапроекта. Главными его целями являются рост населения Дальнего Востока, как за счет внутренней миграции, так и управляемой миграции стран АТР. Также необходимо создать условия для конвертации активности растущего населения во всевозможные блага для страны и региона: налоги, рабочие места и комфортабельные условия проживания.

«Задача развития нового города шире девелоперской и носит социально-экономический характер. Девелопмент заточен под создание успешной социально-культурной концепции города», — подчеркнул Николайчук. При правильном позиционировании город Спутник сможет стать центром Владивостокской агломерации, объединяющий Азиатско-Тихоокеанский вектор развития России.

Общая площадь проекта — порядка 400 гектаров. Он разбит на три площадки — Спутник, Байкал и Де-Фриз. Одна из более прикладных задач нового города — обеспечить жильем работников ТОР «Надеждинская». Планируется, что там будет создано порядка 30 тысяч рабочих мест.

На данный момент были проведены сессии с лучшими архитектурными бюро. На основании технического задания проведен конкурс и определен исполнитель — им стал НИИ перспективного градостроительства в Санкт-Петербурге.

Ближайшим ключевым этапом в создании Спутника станет Восточный экономический форум, на котором будет представлены предварительные результаты разработки мастер-плана.

«Он уже, по сути, будет готов, рассчитываем получить комментарии от руководителей страны, провести доработку до конца текущего года, а в следующем году завершим работу по планировке территорий, — сообщил Николайчук. — После этого у нас будут стартовать конкурсы по отбору резидентов-застройщиков для реализации инвестиционных проектов. Это и жилье, и социальная инфраструктура, и коммерческие объекты недвижимости».

Также будет разработана финансовая модель, которая подразумевает деление территорий на инвестиционные лоты. Ожидается, что их будет около 15. Каждый такой лот будет проработан с экономической точки зрения и предложен инвесторам и резидентам-застройщикам. Для их привлечения будут использованы практически весь арсенал инструментов развития, включая и льготы по режиму ТОР, и «Дальневосточную ипотеку», и перспективные — Дальневосточные концессии и инфраструктурные облигации. Какие-то участки будут определены под освоение через механизм «Дальневосточного квартала».

Примеры успеха

Что касается площадки ТОР «Надеждинская» — она рассматривается в АО «КРДВ» топовым продуктом. На протяжении прошлого года совместно с Минвостокразвития была проведена защита финансирования строительства под нее инфраструктуры. В конце прошлого года получено одобрение. На эти цели выделено 32 млрд рублей.

ТОР «Надеждинская» создана в 2015 году. Ускоренное развитие территории обусловлено удачной локацией и близостью к странам АТР. Кроме того, Приморский край является одним из активно развивающихся субъектов ДВ и имеет необходимые для промышленных предприятий ресурсы. Определяющим фактором является самая высокая по Дальнему Востоку численность населения региона и наличие научно-образовательной базы.

Несмотря на явные преимущества, существует ряд сдерживающих факторов. В первую очередь — неразвитость инженерной и транспортной инфраструктуры. Со стороны государства реализуется ряд программ для решение данных вопросов. В частности, в рамках выполнения комплексного плана расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года предусмотрено увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба до 180 млн тонн в год. Суммарное увеличение мощности электростанций на юге Приморского до 2028 года составит порядка 407 МВт.

Ряд инвесторов Приморского края, являющимися резидентами ТОРа и СПВ, уже реализуют проекты в сфере складской логистики. Это строительство холодильников и иной транспортно-логистической инфраструктуры. Эти проекты позволят решить комплексную проблему по доставке товаров и грузов в Приморском крае. Сейчас в ТОР «Надеждинская» 82 резидента. Из них уже 14 введены в строй. Из запланированных 64 млрд рублей инвестиций уже фактически вложено 21 млрд.

Рядом с ТОР «Надеждинская» создана площадка «Западная» — это 1400 гектар земли, которые предназначены для инвестиционных проектов. Преимущественно — промышленность. Площадка находится в километре от ТОР «Надеждинская». На данный момент завершено проектирование дороги, которая будет связывать две инвестиционные территории. Подана заявка и заключено соглашение на обеспечение электроснабжением. В планах — построить подстанцию закрытого типа с красивой архитектурой, чтобы она хорошо вписывалась в город Спутник.

Еще один успешный кейс на примере своего предприятия осветил директор завода «ТехноНИКОЛЬ Дальний Восток» Никита Яковлев. По его словам, завод был введен в эксплуатация в 2016 году. Сумма инвестиций составила порядка 2 млрд рублей. Выпущено около 3 млн кубометров готовой продукции — минеральной теплоизоляции. Создано 180 новых рабочих мест.

«Мы отгружали продукцию и в Канаду, и в Австралию, Новую Зеландию, Японию, Китай. Дальний Восток можно и нужно рассматривать как плацдарм для работы с АТР, — считает Никита Яковлев. — С даты запуска завода налоговых льгот получено на сумму 350 млн рублей».

О международном сотрудничестве

Разворот России на Восток особенно актуален для Дальнего Востока, который может стать точкой опоры в этом движении. О перспективах сотрудничества с китайскими партнерами в области строительства рассказал заместитель председателя Общества российско-китайской дружбы Сергей Санакоев. По его словам, до сих пор существует миф: если китайские строительные компании массово выйдут на наш рынок, то отрасль может пострадать, потому что конкурировать с ними сложно.

«Наш опыт показывает обратное, — считает эксперт. — Мы взаимодействуем с российской стороны по линии Ассоциации строителей России, а с китайской стороны — с Китайской ассоциацией зарубежного подряда. Она объединяет все ведущие строительные компании Китая, 70 из которых входят в рейтинг 250 мировых строительных компаний. К нашему большому сожалению, там пока нет ни одной российской. Также в эту организацию входят ведущие финансовые организации Китая. Китайские строители работают на всех континентах мира, осуществляя такие проекты, как Панамериканская железная дорога, строительство инфраструктуры, портов и целых городов в Африке, Восточной Азии и так далее».

Эксперт отметил два момента возможного сотрудничества. Первый — возможность получения кредитов в китайских банках. По его словам, средства, которые можно привлекать, практически безграничны и легко доступны. Второй момент, существует договоренность, что даже на самых крупных объектах китайские строители будут привлекать на субподряд российские строительные организации. Так, например, один из крупных игроков на китайском рынке строительства, сделавшая мост Макао-Гонконг, семь километров которого уходит по дну океана, чтобы не перекрыть навигацию Гонконгского залива, предложила проект строительства железнодорожного моста на Сахалин на условиях государственно-частного партнерства. По мнению эксперта, такого плана проекты вполне реальны.

О реновации

О реновации дальневосточных городов рассказала руководитель практики АО «КРДВ» Галина Пивовар. По ее словам, сейчас разрабатываются 25 мастер-планов городов, в которых проживают в общем более 4 млн человек. Проект был инициирован в 2021 году по поручению президента России Владимира Путина. В рамках его реализации будут разработаны два вида документов — план развития города и мастер-план развития города. Это масштабная работа, в которой КРДВ занимает курирующую функцию.

На данный момент города разрабатывают планы и мастер-планы развития своих территорий. Планируется, что они смогут представить их на ВЭФ-2022.

«Когда мы говорим про мастер-план, возникает много дискуссий, что же это такое. Мы говорим, скорее, про стратегию развития города до 2030 года и конкретные практико-прикладные решения, которые можно в нее интегрировать, — отметила Галина Пивовар. — Это консенсусный документ, который включает в себя анализ перспективных возможностей экономики города, прогнозирование ресурсов развития территорий и учет проживающих там сообществ».

Эксперт подчеркнула, что мастер-план не будет конфликтовать с генпланами и правилами землепользования и застройки городов, потому как имеет не юридически обязывающую, а экспертную силу.

Отметим, что итоги экспертного диалога лягут в основу отраслевой секции по строительству на Восточном экономическом форуме, который состоится во Владивостоке в сентябре.