Как работает Байкальский нейтринный телескоп Baikal-GVD

Оборудование предназначено для исследований потоков нейтрино сверхвысоких энергий от астрофизических источников.

Источник: ИГУ

В марте 2021 года официально был введен в эксплуатацию российский нейтринный телескоп Baikal-GVD — массив оптических детекторов, расположенный в южной части Байкала. Строительство телескопа началось еще в 2015 году, а первые данные появились в 2016-м. Первые нейтринные эксперименты на Байкале начались еще в послевоенные годы в СССР. За многолетнюю историю проекта к нему присоединились десятки институтов и организаций из разных стран. Нейтринный телескоп Baikal-GVD предназначен для исследований потоков нейтрино сверхвысоких энергий от астрофизических источников. Его верхние детекторы установлены на глубине 700 метров и уходят вниз — до 1,3 км. Подробнее о работе телескопа — в материале ИА IrkutskMedia.

"Нейтрино — электрически нейтральная частица, и ее никак невозможно увидеть, — все приборы, созданные людьми, позволяют регистрировать только заряженные. Ученые нашли решение: можно зафиксировать результат взаимодействия нейтрино с веществом, в ходе которого рождаются заряженные частицы. Чтобы сделать это, нужно создать мишень. Но астрофизические объекты далеко, взаимодействие слабое, и потому размер и масса мишени должны быть гигантскими. Сделать это на Земле очень сложно, — рассказал декан физического факультета Иркутского государственного университета, доктор физико-математических наук Николай Буднев.

Зимой сотрудники обсерватории заняты развертыванием новых кластеров, а лимнологи работой на буйковых станциях. На этих станциях установлены детекторы. С их помощью измеряется температура воды, давление, скорость и направление течений. Благодаря этому ученые могут рассказать о процессах, которые протекают в Байкале, о влиянии климата на температуру озера и состояние экосистемы в целом.

Место, где работают ученые, — падь Ивановская — стала идеальным местом для работы. Это малонаселенное место между горой и озером Байкал, но недалеко от железной дороги. Местные жители не против ни туристов, ни ученых. Они относятся ко всем одинаково хорошо и готовы прийти на помощь — нарубить дрова или помочь с работой на льду.

По Кругобайкальской железной дороге ежегодно проезжает больше 70 тысяч пассажиров. Из них большую часть составляют туристы. Они не мешают работе ученых, но очень интересуются происходящим. Вместе с учеными и инженерами на станции задействованы рабочие из Байкальска. Это шоферы, крановщики, электрики и экскаваторщики. В общем количестве в экспедициях принимают участие более 50 специалистов. Но нужно понимать, что береговая станция — это не туристическое место и не достопримечательность Байкала, а база обсерватории. Здесь люди всегда заняты делом.