Источник: "Российская газета"

Новая система квотирования и отказ литовского банка от приема платежей за транзит в Калининградскую область негативно сказались на железнодорожном грузовом сообщении между основной частью России и западным эксклавом страны. Некоторые перевозчики уже заявили об уходе с рынка. Для улучшения логистической ситуации на уровне Федерации было принято решение об усилении морской паромной линии.

Транзит грузов, попавших в санкционные списки Евросоюза, Литовская Республика в одностороннем порядке перекрыла 18 июня. Это привело к тому, что Калининградская область, отделенная от основной части России границами стран Евросоюза, лишилась порядка 50 процентов номенклатуры товаров, перевозимых между эксклавом и Россией. Санкционный удар спровоцировал напряжение строительной отрасли: под транзитное эмбарго попали цемент, арматура, древесина, металл и многие другие стройматериалы. Оперативно переориентировать логистику с суши на море не получилось, в результате многие стройки в регионе, включая социальные объекты, встали.

К решению проблемы подключились МИД и Минтранс России, которые совместно с правительством Калининградской области разработали пакет ответных мер на недружественные действия Евросоюза и Литвы. Только после этого Еврокомиссия дала рекомендации по применению последнего пакета санкций, которые разрешили железнодорожный транзит «санкционки» из «большой» России в самый западный регион страны через территорию Евросоюза.

После частичного снятия транзитного эмбарго первый грузовой поезд приехал в Калининградскую область 26 июля. 60 вагонов привезли в западный эксклав страны цемент, что стало первым шагом на пути возобновления железнодорожного грузопотока. Однако региональные власти столкнулись с новой системой «квотирования», которая, по их мнению, нарушает нормы международного права.

В своих рекомендациях Еврокомиссия отметила, что страны — члены ЕС должны предотвращать любые попытки обхода санкций Россией. Для этого литовская сторона усилила контроль грузопотока между основной частью страны и Калининградской областью, что привело к созданию системы квот. Теперь объем санкционного грузопотока между эксклавом и другими регионами России не должен превышать его средние показатели за последние три года. Значения рассчитываются отдельно по каждому товарному коду. Проблема заключается в том, что отдельные стройматериалы — например, гипсоплиту — калининградцы никогда не закупали в России, а завозили напрямую из Евросоюза. Эти позиции не нашли отражения в новой системе квот, что привело к невозможности доставки таких грузов по железной дороге. Такие действия Евросоюз расценивает как обход санкционной политики.

— Квотирование — очень странное ограничение. Есть материалы, которые раньше мы закупали только по импорту. Теперь по понятным причинам хотим эти же позиции приобрести в Российской Федерации и привезти их в регион, однако отсутствует статистика в системе квотирования, — пояснил губернатор Калининградской области Антон Алиханов. — Я не понимаю, каким образом закупка любого товара в условном Брянске, Воронеже или Москве и его последующая перевозка в Калининград являются обходом европейских санкций. Это грубейшее нарушение международного права. Считаю, что необходимо дальше давить на Еврокомиссию и наших соседей, чтобы эти ограничения были полностью сняты.

Масла в огонь подлил литовский банк, на который Вильнюс ранее замкнул все платежи по перевозке транзитных грузов в Калининградскую область. Кредитная организация предупредила руководство региона о том, что с 1 сентября прекращает работать с Россией. Это приведет к невозможности оплаты сухопутного транзита, что позволит Литве не пропускать российский транспорт через свою территорию.

Временный поверенный в делах России в Литве Сергей Рябоконь уже передал в МИД прибалтийской республики ноту в связи с возможной остановкой платежей по калининградскому транзиту. В правительстве региона пояснили, что о возникшей проблеме знают и работают над ее решением, однако по-прежнему ждут официальных заявлений от правительства Литовской Республики.

Тем временем калининградские логистические компании, занимающиеся железнодорожными и автомобильными перевозками, всерьез задумываются о релокации в другие регионы страны. Из-за нечеловеческих условий на литовской границе многие дальнобойщики уходят из профессии или вовсе перебираются на заработки в «большую» Россию.

— С точки зрения логистики работать в российских регионах намного проще, возможностей для большего заработка там больше. Если учитывать еще и китайский рынок, то работы хватит всем, — пояснил руководитель калининградской логистической компании Сергей Житомирский. — Сегодня в Калининграде многие водители-дальнобойщики потеряли в зарплате практически вдвое, по этой причине они уходят из профессии. Условия стали невыносимыми из-за недельных простоев на литовской границе. Если раньше водитель совершал по четыре рейса в месяц, то теперь — в лучшем случае два.

В правительстве региона подчеркнули, что дальнейшее развитие паромной линии позволит максимально снизить зависимость Калининградской области от стран Евросоюза. Сегодня с основной частью России эксклав по морю связывают восемь судов: железнодорожные паромы «Амбал», «Балтийск», «Маршал Рокоссовский» и сухогруз «Урса Майор» курсируют по линии Усть-Луга — Балтийск, в то время как теплоходы «Холмогоры», «СТК-1004», «СТК-1019» и «СТК-1023» соединяют Калининград и порт Бронка в Санкт-Петербурге. В сентябре грузовой флот региона пополнит еще один паром — «Генерал Черняховский».

После частичного снятия транзитного эмбарго первый грузовой поезд приехал в Калининградскую область 26 июля

Уже согласован проект постановления правительства РФ о субсидировании паромных грузоперевозок. Морские тарифы будут поддерживать на уровне железнодорожных, чтобы стоимость доставки не отражалась на конечной цене перевозимых товаров.

Кроме того, западный эксклав страны включили в новую Морскую доктрину России. Документ закрепил необходимость создания в Санкт-Петербурге, Калининградской и Ленинградской областях благоприятных условий для развития морского транспорта, строительства конкурентоспособных судов морского, ледокольного и рыбопромыслового флотов. Отдельные пункты доктрины предусмотрели развитие портовой инфраструктуры — железнодорожных путей, логистических центров и портовых комплексов, а также расширение войск и систем базирования Балтийского флота.

Кстати

Из-за проблем с сухопутным транзитом большую часть железнодорожного грузопотока перенаправили на морские суда. Только за июль 2022 года паромы линии Усть-Луга — Балтийск привезли в Калининградскую область более 12 тысяч тонн цемента в 182 вагонах.

Для примера: паром «Балтийск» последним рейсом доставил в эксклав порядка восьми тысяч различных грузов, включая 26 вагонов со стройматериалами, а также 49 единиц накатной техники и 26 легковых автомобилей.

Цифра

70 тысяч тонн цемента должны привезти в августе в Калининградскую область по железной дороге.

Подпишитесь на нас