В Новосибирской области предложили возродить малую авиацию

Депутаты Законодательного собрания Новосибирской области обсуждают перспективы сохранения аэродрома Мочище, расположенного в двенадцати километрах северо-восточнее Новосибирска.

Близость к областному центру делает его привлекательным для развития туризма и бизнес-перевозок.

В Новосибирской области из трех ранее действовавших площадок для приема малой и региональной авиации по сути осталась одна — аэродром Мочище, который специалисты называют одним из лучших в России в своей категории. Но сегодня и он находится под угрозой ликвидации из-за строительства Восточного обхода Новосибирска.

Аэродром является учебным и располагает собственными воздушными судами и пилотами-инструкторами, которые участвуют в массовых авиационных шоу и праздниках. На его базе успешно работают парашютный спортивный клуб, детский авиационный центр и лагерь для кадетов. Но главное, региональная общественная организация авиации общего назначения (АОН) «Аэродром Мочище», созданная в 1999 году, — одна из немногих в стране, которая располагает грунтовой взлетно-посадочной полосой и сертификацией для оказания всего спектра услуг для транзитных перелетов: базирования, дозаправки, обслуживания, ангарного хранения, мойки, покраски самолетов и вертолетов.

Выступая на круглом столе, посвященном вопросам развития малой авиации, руководитель Новосибирского регионального отделения «АОПА-Россия» (межрегиональная общественная организация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов) Олег Кобзев отметил, что Мочище — единственная «авиазаправка» для легких воздушных судов на транспортном коридоре «Омск — Красноярск».

— Если ликвидируем Мочище, то территория страны разбивается на две несвязанные части для легких и сверхлегких воздушных судов. Перелет между Омском и Красноярском разрывается в Новосибирске, — подтвердил директор юридической группы «Прометей Лекс» Константин Малышев.

По его словам, на территории Западной Сибири почти отсутствуют посадочные площадки (ПП), имеющиеся сосредоточены у крупных городов, и у большинства из них есть определенные проблемы. На севере и юге Сибири ПП и аэродромов нет вообще. То есть территория закрыта для легкой авиации.

Ранее, выступая на IX Сибирском транспортном форуме, Константин Малышев напомнил: вопрос регулирования деятельности легкой авиации обсуждается с 2013 года. «Есть поручения президента изменить ситуацию в сфере АОН, были попытки внести изменения в законы, но безуспешные», — отметил он.

Что касается перспектив Мочище, то они зависят от строящейся 80-километровой современной трассы — Восточного обхода. Согласно проекту, автодорога пройдет по летному полю.

Участники дискуссии удивляются, почему из трех предложенных в 2012 году вариантов строительства обхода был принят именно этот, предполагающий уничтожение аэродрома. Ведь альтернативные маршруты есть и сейчас, и эксперты считают необходимым вернуться к обсуждению переноса строящейся трассы в сторону от аэродрома Мочище, чтобы сохранить этот важный для региона объект.

В таком случае можно говорить о его дальнейшем развитии, и тогда встает вопрос строительства железобетонной ВПП, необходимой для сохранения единого воздушного пространства для малой авиации, разрыв которого неизбежно произойдет после окончательного закрытия новосибирского городского аэропорта Северный. Ведь малая авиация нуждается в сети аэродромов круглогодичной эксплуатации, расположенных через 300−500 километров друг от друга. По словам специалистов, средства на создание ВПП с твердым покрытием есть. Тогда бы аэродром стал центром развития региональной авиации и был востребован для туристических и деловых поездок.

По мнению руководителя Новосибирского регионального отделения «АОПА-Россия» Олега Кобзева, для развития АОН нужны наземная инфраструктура, специалисты и воздушные суда.

— С 2016 года авиация общего назначения находится в пике. Городской аэропорт — бывший аэродром Северный — нам не удалось спасти. Жилая застройка наступает так, что скоро мы будем вынуждены прекратить эксплуатировать эту площадку, — пояснил Олег Кобзев. — Не решены вопросы, связанные с использованием земли сельхозназначения для ПП, подготовкой пилотов для АОН и коммерческих воздушных судов. Нужна нормативная база, позволяющая вести подготовку пилотов в индивидуальном порядке. Сейчас их готовят только госструктуры. Не налажено серийное производство двух-шестиместных самолетов. Все это тормозит развитие авиации общего назначения.

Участники круглого стола приняли резолюцию о путях возрождения малой авиации как важнейшего инструмента для решения проблемы транс-портной доступности Сибири, а также о необходимости совершенствования правовых норм в этой сфере. Вице-спикер Законодательного собрания Новосибирской области Ирина Диденко сообщила, что документ будет доработан с акцентом на упрощение федеральных авиационных правил для аэродромов малой авиации и развитие авиационной инфраструктуры.

— Хотелось бы, чтобы отрасли оказывалась системная государственная поддержка. Наша же задача в том, чтобы предложить решения для развития авиационной инфраструктуры страны в целом — заправочных станций, посадочных площадок, — а также для развития производства судов для малой авиации, — подчеркнула она.