Московский ипподром закрывают на ремонт

Центральный московский ипподром (ЦМИ), где бега проводят с 1834 года, закрывают для трехлетнего ремонта дорожек и денников, реставрации исторического корпуса и возведения VIP-трибуны. Инициаторами работ, стоимость которых, по некоторым данным, может превысить 12 млрд. руб., выступают Минсельхоз РФ и московская мэрия. Арендаторы конюшен ЦМИ, где расквартированы до 1 тыс. лошадей, жалуются, что выселение на столь длительный срок может привести к сокращению поголовья рысаков и даже «разрушению отрасли». В администрации ипподрома заверяют, что бега остановят лишь на полтора года, на этот период «временных постояльцев» готовы принять ипподромы в Раменском, Тамбове, Ульяновске, Саратове, Воронеже, Курсе, Орле, Твери, Нижнем Новгороде, а также в Сибири и на Урале.

Госкомпания «Росипподромы» приступила к подготовке работ по реконструкции Центрального московского ипподрома. Соответствующая инициатива исходит от структур московской мэрии и Минсельхоза РФ. Обращение главы ведомства РФ Дмитрия Патрушев (в подчинении ведомства находится АО «Росипподромы», управляющее сетью из 16 ипподромов в РФ) и мэра Сергея Собянина в марте 2021 года одобрил президент РФ Владимир Путин.

Гендиректор АО «Росипподромы» Дмитрий Зайцев объяснил «Ъ», что обращение к главе государства понадобилось, так как это совместный проект Минсельхоза и правительства Москвы: работу взялись финансировать столичные власти, а земля и имущество ипподрома находятся в федеральной собственности.

«Привлечь средства бюджета Москвы напрямую в АО нельзя», — пояснил источник «Ъ», знакомый с ходом сотрудничества. Для проекта столичные власти создали ООО ЦМИ, рассказывает господин Зайцев, куда «будут доведены необходимые инвестиции из бюджета Москвы на реконструкцию», а АО «Росипподромы» «внесет имущество ипподромного комплекса».

Стоимость работ не утверждена, но, по некоторым оценкам, может превысить 12 млрд руб.

Центральный московский ипподром открылся в 1834 году. Главное здание («Беговая беседка») построено в 1889—1894 годах по проекту архитекторов Ивана Барютина и Сергея Кулагина и перестроено в 1950-х годах в стиле сталинской и палладианской архитектуры. В 2004 году здание признано правительством Москвы региональным объектом культурного наследия.

Конюшни ЦМИ состоят из 1,2 тыс. денников: в зависимости от сезона здесь расквартированы 850−1000 лошадей, в том числе 550 — из породы рысаков.

Бега рысаков проводятся круглогодично. В АО «Росипподромы» говорят, что ЦМИ — один из немногих ипподромов в мире, где совмещены бега и скачки, а также функции тренировочного центра.

Два проекта реконструкции ЦМИ были разработаны еще в 2014 году архитектурным бюро Master’s Plan. Первый предусматривал строительство 40-этажного многофункционального комплекса на 1 га в юго-западной части ЦМИ, второй — вынос конюшен за черту города (на 100 га земли за МКАД) и застройку 6 га ипподрома жильем.

Бывший гендиректор «Росипподромов» Николай Исаков в 2017 году оценивал «полную стоимость реставрации» ЦМИ в 3 млрд руб.

Однако против «уничтожения ипподрома» было собрано 19 тыс. подписей; проект не был реализован. Собянин в 2017 году также ратовал за сохранение ипподрома «в первозданном виде».

«Мы полностью сохраняем территорию, без замены уникального функционала», — уверяет господин Зайцев, добавляя, что строительство жилья в ЦМИ также не планируется. Пока представлены лишь эскизы: детальный проект реконструкции комплекса должен быть завершен к маю 2023 года (а исторического здания — к январю 2024 года), а стройка — начаться уже в марте 2023 года и будет идти около трех лет. Москва выступит заказчиком проекта и оплатит дальнейшую эксплуатацию ипподрома, добавляет Дмитрий Зайцев.

Уведомления о расторжении договоров аренды конюшен (копия одного из них есть у «Ъ») госкомпания «Росипподромы» начала рассылать арендаторам за два месяца до выселения. 3 августа на встрече в ЦМИ с участием заместителя главы Минсельхоза РФ Андрея Разина менеджерам конезаводов и другим арендаторам представили трехэтапный график освобождения конюшен.

К октябрю 2022 года, январю и концу февраля 2023 года их должны соответственно покинуть верховые и «непрофильные», часть рысистых и, наконец, все лошади.

Арендаторов выселяют на время реконструкции ЦМИ — с реставрацией главного здания, переустройством дорожек (в «Росипподромах» обещают «привести их в соответствие с отраслевыми требованиями по ширине и радиусам поворотов»), строительством новых конюшен (на 1,1 тыс. денников, в том числе гостевой на 100 лошадей), обустройством парковки, конного, автомобильного и пешеходного тоннелей под дорожками, и, наконец, возведением VIP-трибуны на 400 персон «с возможностью приема охраняемых лиц».

«Последний раз работа ипподрома останавливалась на два года во время войны, когда немцы к Москве подошли», — уверяет гендиректор Московского конного завода № 1 Юрий Прохоров.

При этом он согласен, что состояние ЦМИ «оставляет желать лучшего» и «ремонт нужен», но не понимает, «зачем убирать все поголовье лошадей, пороть горячку без проекта и серьезных изысканий».

На время ремонта арендаторам предлагается переехать на ипподромы в Раменском, Тамбове, Ульяновске и других городах РФ, но господин Прохоров говорит, что конюшни в том же Раменском «в еще худшем состоянии». «Говорят, места много на Барнаульском ипподроме. Конечно, много — оттуда все уехали в Новосибирск из-за невыносимых условий. Предложили Ульяновск, только там дорожек толком нет, конюшни рушатся», — перечисляет мастер-наездник международного класса Александр Несяев.

По словам бригадира-наездника из ЦМИ Марии Хоревой, круглогодично в РФ работают ипподромы в Раменском, Тамбове, Казани и Уфе, «в остальных условия ужасные».

По ее словам, переезд 20 лошадей из Москвы в Тамбов обойдется в 1 млн руб. При этом на содержание одной лошади в ЦМИ арендаторы тратят 30−40 тыс. руб. ежемесячно. Мастер-наездник международного класса Михаил Козлов жалуется, что реконструкция ЦМИ вынудит его покинуть отрасль: «Моя зарплата — 15 тыс. руб., у меня не будет денег на переезд, на перевозку».

«99% частников покупают лошадей у нашего конезавода, чтобы поставить на московский ипподром. Потом от лошадей идет воспроизводство. Если некуда будет ставить лошадей, владельцы перестанут их покупать. Это будет сильнейший удар по отрасли», — сетует Юрий Прохоров (его завод «производит» до 50 рысаков в год).

«Во время реконструкции конезаводы не смогут реализовывать продукцию, рухнет рождаемость, особенно племенная, и тогда (лошадей.— “Ъ”) — на мясокомбинат», — считает господин Козлов. По мнению Юрия Прохорова, ремонт ЦМИ следует проводить по частям. «Нужно оставить здания, внутри отремонтировать, крышу поменять и выстроить облегченный второй этаж», — считает Александр Несяев.

Гендиректор АО «Росипподромы» Дмитрий Зайцев говорит, что в ЦМИ следят за тем, чтобы «не нарушить непрерывность испытаний лошадей племенных пород». «Наша цель — как можно дольше оставить на ипподроме рысистых лошадей и проводить бега минимум до конца года параллельно с подготовкой площадки. Для этого нам на первом этапе придется освободить место, перемещая с ипподрома около 110 голов непрофильных лошадей», — говорит менеджер.

Зайцев уверяет, что помимо названных выше ипподромов «временных постояльцев ждут» в Саратове, Воронеже, Курсе, Орле, Твери, Нижнем Новгороде, а также в Сибири и на Урале.

Бега в ЦМИ планируют возобновить в октябре 2024 года.

«Лошадей на ипподроме не будет полтора года. Меньше нельзя. Бытует ошибочное мнение, что можно прыгать с места на место во время ремонта, сохранив поголовье. Но ведь планируется построить несколько тоннелей под дорожками, то есть дорожки разберут, и профильным лошадям делать на ипподроме будет нечего. А оставить непрофильных прокатных лошадей, которые бы катали детей на стройплощадке, — это проигнорировать элементарные нормы безопасности», — добавляет господин Зайцев.

Александр Воронов, Ульяна Миронова