«Заячьи» миллионы. Как найти управу на безбилетников

Из-за «зайцев» город недополучает миллионы рублей.

С 1 октября в Новокузнецке власти планируют отменить пересадочный тариф. Главная причина — из-за «зайцев» город недополучает миллионы рублей. Горожане сетуют: неужели нет другого выхода, чтобы найти управу на безбилетников?

Где кондукторы?

После прихода в город нового перевозчика — «Питеравто» — кондукторов заменили на валидаторы. Предполагалось, что люди будут самостоятельно платить за проезд, как в крупных городах-миллионниках. Но такого не случилось. Уже в первые месяцы стало понятно, что платит только половина горожан.

«В нашем городе живут не такие обеспеченные люди, как в миллионниках. Здесь каждую копейку считают. И если в Москве большинство платит за проезд, то лишь потому, что для них эта сумма несущественна, — считает руководитель КРОО “Сила Кузбасса”, бывший владелец маршрутных такси Денис Щедрин. — Мы проводили у себя на пазиках такой эксперимент: на неделю отказались от кондукторов, чтобы люди платили водителям. Так оказалось, что половина не платит! Единственный выход повысить сборы за проезд — ввести кондукторов».

Но для города это огромная проблема — нужно очень много денег. «Мы должны выпускать 350 машин в сутки, это около 800 кондукторов. Помимо заработной платы нужно закладывать деньги на выплаты. В месяц сумма составит примерно 45 млн руб. Но этих людей ещё нужно одеть, купить им средства индивидуальной защиты, электронные приборы, камеры. Это ещё 6−8 млн руб.», — рассказал мэр Новокузнецка Сергей Кузнецов. К тому же, как утверждает градоначальник, сейчас уже сложно найти столько кондукторов.

Двери в помощь.

В некоторых городах, где в автобусах нет кондукторов, пассажиров запускают только через переднюю дверь. В этом случае водитель следит, чтобы все оплатили проезд. И только потом продолжает свой путь.

«Для нашего города это неприемлемо. На некоторых остановках в час пик много людей. Вход по одному значительно задержит рейс, автобусы собьются с расписания. К тому же у нас расстояние между остановками порой незначительное. Пассажиры будут добираться до места гораздо дольше из-за таких длительных остановок. И вновь начнётся недовольство», — поясняет руководитель проектного офиса по развитию общественного транспорта Новокузнецка Денис Новохацкий.

Сейчас на автобусных линиях работают контролёры. Горожане обратили внимание, что их можно увидеть не на всех рейсах — выбирают проблемные.

«В каждом автобусе “Питеравто” стоят инфракрасные счётчики, они считают количество входящих и выходящих пассажиров. Все данные в реальном времени поступают к нам, в Центральную диспетчерскую службу, и мы видим, где люди платят, а где нет, в какое время больше “зайцев”, на каких остановках. Туда и направляем контролёров. Самые проблемные у нас Заводской и Куйбышевский районы», — продолжает руководитель проектного офиса.

Проблема власти.

Возникает закономерный вопрос: почему сбором платы за проезд занимается город, а не перевозчик, который оказывает услуги?

«По итогам аукционов между администрацией Новокузнецка и “Питеравто” заключён брутто-контракт. То есть городской бюджет стал своеобразным посредником между пассажирами и перевозчиком. Пассажиры не платят напрямую компании, не отдают деньги кондукторам, а через валидатор средства поступают на счёт городского бюджета. И уже власти выплачивают перевозчику фиксированную и оговорённую сумму по факту выполненных работ. Остальную, если что-то остаётся, оставляют в бюджете города, — поясняет Денис Щедрин. — Транспортная реформа принесла вот такую серьёзную проблему властям».

Хотя, с другой стороны, такой контракт позволяет контролировать перевозчика и не выплачивать ему деньги в случае нарушения контракта. Сейчас власти готовы пойти на крайние меры, чтобы призвать к сознательности граждан.

«Я задерживаю оплату “Питеравто”. Они недополучат денег. Следовательно, не будут вовремя выплачивать зарплату водителям. Водители не будут выходить на смену вовремя. И, как результат, будут срываться графики», — пояснил Сергей Кузнецов.

Ситуация малоприятная. В любом случае вновь пострадают горожане, местные водители, которые живут в городе и получают зарплату, у которых тоже семьи и дети. И пассажиры, которые вовремя не доберутся до места. Только вряд ли это изменит ситуацию.