Самара по праву гордится своей трамвайной сетью — по протяженности рельсов столица региона занимает одно из первых мест в Поволжье. Трамваи и троллейбусы связывают разные уголки города в единое целое. Но есть и неизбежные проблемы — дефицит подвижного состава, изношенность путей и нехватка кадров. Руководитель ТТУ Самары Михаил Ефремов рассказал журналисту «КП-Самара», как в трамвайно-троллейбусном управлении собираются решать эти вопросы и как городские трамваи готовятся к зиме.
«Средний возраст трамвая — 35 лет».
Как рассказал Михаил Ефремов, в Самаре до сих пор на линии ходят трамваи 70-х и 80-х годов.
— Средний возраст трамвая в Самаре составляет 35 лет. С учетом огромной ежедневной нагрузки, которой они подвергаются, это, конечно, много, — отметил Михаил Ефремов. — Причем из 417 трамваев, которые находятся на балансе ТТУ, 340 — это старые «Татра» Т-3. Кроме того, у нас есть 43 трамвая, купленных в Екатеринбурге в 2008 году. Остальное — это закупки 2010-х годов и к чемпионату мира по футболу. Последние трамваи мы получали в 2017 году. Этого, конечно, не хватает, дефицит около 20%.
Михаил Ефремов рассказал о планах ТТУ по обновлению подвижного состава трамваев.
— Еще в прошлом году мы подали в федеральный минтранс заявку на 34 новых трехсекционных трамвая — то есть сотню новых вагонов для Самары, — рассказал Михаил Ефремов. — Если бы их привезли, это во многом решило бы самарскую проблему с трамваями. Однако по неизвестным нам причинам министерство выполнение этой заявки перенесло на 2023 год. Сейчас мы подготовили и сдали все необходимые документы и пояснительные записки, которые доказывают необходимость этих трамваев для Самары. Надеемся, что наша заявка будет выполнена.
Напомним, на днях в мэрии Самары сообщили, что уже направили в вышестоящие инстанции заявки на приобретение 34 новых двухсекционных низкопольных трамваев и 300 новых низкопольных автобусов на газомоторном топливе. Этот транспорт может выйти на улицы города уже в следующем году.
Новые рельсы для Ново-Садовой.
Еще одна проблема, на которую жалуются пассажиры — это состояние трамвайных путей. Из-за этого трамваи нередко едут слишком медленно, и порой даже сходят с рельсов. В ТТУ уверены — трамвайные пути в Самаре требуют замены, и планируют провести такие работы на одной из основных трамвайных артерий города — ул. Ново-Садовой.
— Это одна из основных транспортных магистралей, — отметил Михаил Ефремов. — Ехать здесь быстрее трамваям не позволяет состояние путей, это просто небезопасно. Мы сформировали и направили в правительство Самарской области заявку на ремонт трамвайных путей на ул. Ново-Садовой, надеемся, что она получит финансирование.
Предполагается, что ремонт будет разбит на пять отдельных этапов и, возможно, займет не один год. При этом перекрывать движение трамваев по Ново-Садовой не планируют — подрядчик будет выполнять необходимые работы в ночное время.
Готовятся к зиме.
Михаил Ефремов рассказал, как самарские трамваи готовятся к зиме.
— Две предыдущие зимы для трамваев были сложными, — признал глава ТТУ. — Отчасти мы виноваты сами — нужно было быстрее реагировать и устранять неприятности, связанные с очисткой снега в ситуации, когда снегопады следовали один за другим. Но были и объективные причины — в феврале-марте 2022 года мы столкнулись с проблемой ковида, одновременно на больничном находилось до 200 человек. В итоге порой на линии работало только половина подвижного става. Конечно, это вызывало негатив. Сейчас мы готовимся к зиме, приводим в порядок снегоочистители, готовим дополнительные двигатели трамваев взамен сгоревших. Проиндексировали зарплаты и объявили подъемные в 100 тысяч для водителей — в результате удалось вернуть часть старых водителей и набрать новых, сейчас в учебном центре обучается 20 человек.
Вернутся на Хлебную площадь и ул. Галактионовскую.
В ТТУ поделились с журналистом «КП-Самара» планами по развитию трамвайной сети на 2023 год.
— В первую очередь мы надеемся все-таки сделать правый поворот с улицы Ставропольской на ул. Ново-Вокзальную, — рассказал Михаил Ефремов. — Это сейчас задача номер один. Это нужно ТТУ и с технической точки зрения — быстрее убирать трамвай с путей в случае каких-то поломок, и даст дополнительные возможности объездов при перекрытии движения, например, при строительстве магистрали Центральная.
Вторая крупная задача — возвращение трамваев на Хлебную площадь.
— Мы надеемся в ближайшее время вернуть трамваи на их историческое место, на узловую станцию на ул. Крупской, откуда их убирали из-за строительства Фрунзенского моста, — объяснил Михаил Ефремов. — К этому вопросу сможем вернуться уже после окончания строительства развязки на ул. Ново-Садовой.
Также глава ТТУ заверил, что трамваи обязательно вернутся на ул. Галактионовскую после окончания строительства метро.
— Деньги на перекладку трамвайной линии уже заложены в смету на строительство метро, так что дополнительного финансирования не понадобится, — пояснил Михаил Ефремов.
А вот появившиеся несколько лет назад планы по строительству трамвайной ветки в Крутые ключи, скорее всего, в ближайшее время так и останутся несбыточными планами.
— Стоимость такого строительства просчитывалась в 2017 году, и тогда это было около 10 миллиардов рублей. Сейчас уже в разы больше, вряд ли это перспектива развития для ближайших лет, — считает Михаил Ефремов.