Средний Урал перешел на плановую замену лифтов в жилых домах

Свердловский фонд капремонта заменил все выработавшие ресурс лифты в многоэтажках и перешел к плановому обновлению.

По итогам 2022 года их будет установлено 110. Кроме того, смонтируют 378 подъемных устройств в домах со спецсчетами: на эти цели область направила 684,7 миллиона рублей.

— Если открыт спецсчет на капремонт, собственники берут на себя обязанность вовремя производить замену механизмов. Но мы понимаем, что это достаточно дорого, поэтому тем, кто решает участвовать в программе, из бюджета ежегодно выделяются средства. Чем больше доля софинансирования жильцов, тем быстрее все происходит. Наша задача — чтобы в ближайшие два года дома со спецсчетами тоже перешли на плановую замену. Всего требуется обновить около 1500 штук, — рассказал министр энергетики и ЖКХ региона Николай Смирнов.

Свердловская область — один из немногих субъектов РФ, где действует программа ускоренной замены лифтов старше 25 лет. У собственников, которые сами оплачивают работы, есть возможность выбрать производителя. Например, жильцы девятиэтажки на улице Чайковского в Екатеринбурге остановились на продукции нижегородского завода. Причем типовой проект не захотели, заказали кабины по своему эскизу и характеристикам. Это первый такой опыт на Среднем Урале.

— Подрядчику поставили условие: антивандальный, экономно расходующий электричество. Получили даже лучше, чем хотели: максимальная грузоподъемность — 400 килограммов вместо 320, как раньше, скорость — один метр в секунду вместо 0,7. Старую кабину было очень сложно оттереть от маркеров, а нержавейка позволяет легко удалить любые «следы», — радуется председатель правления ТСЖ Анатолий Девятов.

Смета на замену каждого лифта в этом доме составила около трех миллионов рублей, включая оплату работ. Жильцы внесли 31 процент, остальное взял на себя бюджет. Новенькие широкие кабины в шести подъездах сияют: в них все металлическое, но никакого грохота при движении не слышно. Освещение светодиодное.

Свыше 90 процентов поставщиков лифтов по программе капремонта и до 2022 года были отечественные или из дружественных стран.

— Оборудование противоударное, противопожарное, установлен частотный преобразователь привода — а это плавное торможение и разгон, — перечисляет плюсы новых лифтов прораб Алексей Ситников. — Плюс современная диспетчеризация, обеспечивающая не только связь с пассажиром, но и технический мониторинг. То есть диспетчер на пульте видит, на каком этаже встал подъемник, по какой причине, открыты или закрыты двери.

Наш разговор с прорабом слышат жильцы. Молодой человек достает смартфон: «Мама, лифт уже включили!» Из трубки слышна неподдельная радость, ведь почти два месяца люди ходили по лестнице. Но такова технология монтажа, работы нужно проводить последовательно, не перескакивая через этапы. Установщики Валерий и Сергей объясняют буквально на пальцах: вначале шахту измеряем, убираем старые направляющие — на это уходит день. Потом устанавливаем новые с противовесом — еще день. На монтаж и наладку дверей — полтора. Дальше лебедка и только потом кабина. Так что норма — два лифта в месяц на двух монтажников.

По данным Росстата, за восемь месяцев 2022 года в России произвели 13,3 тысячи лифтов. В сравнении с 2021-м — 61,4 процента, то есть пока говорить о полном восстановлении рынка рано. В Свердловской области жильцам многоквартирных домов предлагают продукцию пяти заводов: из Москвы, Щербинки, Нижнего Новгорода, Лыткарино, Могилева. Прошу сравнить технологическую начинку — монтажники признаются, что в серийном экономсегменте она примерно одинакова по качеству. Несколько особняком стояла американская марка OTIS — это как «Икеа» в мебельной отрасли: от конкурентов ее отличала в первую очередь простота сборки и отсутствие необходимости что-то подгонять.

До 2022 года OTIS считался самым крупным иностранным поставщиком лифтов в России. Большая часть моделей собиралась в Санкт-Петербурге, в июле это производство приобрел холдинг S8 Capital. Пока непонятно, будет ли ребрендинг, но запчасти к уже установленным кабинам продолжают продавать.

— У нас и до 2022 года свыше 90 процентов поставщиков по программе капремонта были отечественные или из дружественных стран. Когда освободилась ниша OTIS, они спокойно ее заняли, — подчеркивает Смирнов.

В целом, по данным ассоциации «Российское лифтовое объединение», до 2022 года доля зарубежных поставщиков на рынке достигала 30 процентов, но значительная часть приходилась на Беларусь. Помимо американцев, о сворачивании бизнеса в нашей стране объявили финская KONE и немецкая TK Elevator, правда, эти марки устанавливали в основном в дома бизнес-класса, торговые или деловые центры, так что их влияние на программу капремонта минимально.

В бизнес-центрах импорт теоретически тоже есть чем заменить: модели такого класса имеются у российских производителей. Более серьезная проблема — доля иностранных комплектующих: у разных заводов она колеблется от 10 до 30 процентов. Речь идет прежде всего о лебедках и микроэлектронике. Без чипов «мозги» современного лифта перестанут подавать команды правильно. Впрочем, участники рынка полагают, что риски можно нивелировать за счет расширения собственных производств тяговых элементов и увеличения поставок контроллеров и чипов из Китая.