Китай забирает почти всю нефть из порта в Приморье

Трубопроводная система ВСТО уже работает на максимальную мощность.

Источник: ПАО Транснефть

Реализация проекта по расширение магистральной инфраструктуры и портовых мощностей «Транснефти» позволит России переориентировать поставки нефти, в том числе на Восток через порт Козьмино в Приморье, сообщает ИА PrimaMedia. Сегодня, на фоне роста поставок российской нефти в Азию, система ВСТО работает на максимальной мощности, практически всю нефть из Приморья забирает Китай.

В том числе Россия планирует расширить портовые мощности на 40 млн тонн нефти вместо поставок нефти в Европу по нефтепроводу «Дружба» на западе. Необходимые инвестиции оцениваются порядка 150 млрд рублей.

В нефтяной отрасли у нас расширяется магистральная инфраструктура компании «Транснефть», а также портовые мощности, находящиеся в Новороссийске, Приморске, Усть-Луге и на востоке в Козьмино. Это даст нам возможность переориентировать потоки на Восток, на Дальний Восток", — сказал вице-премьер Александр Новак в ходе панельной сессии на Российской энергетической неделе-2022 (12+).

«Транснефть» вывела ВСТО на максимальную мощность в конце ноября 2019 года: ВСТО-1 (Тайшет— Сковородино) может прокачивать 80 млн тонн нефти в год, ВСТО-2 (Сковородино— Козьмино) — 50 млн тонн. С 2011 года идут коммерческие поставки нефти в Китай через нефтепровод Сковородино-Мохэ (КНР), который является ответвлением от трубопроводной системы ВСТО.

Ранее министр энергетики Николай Шульгинов заявил, что мощность порта Козьмино в этом году будет расширена до 43 млн тонн в год за счёт подводящей инфраструктуры. Расширение будет на 7 млн тонн, в том числе за счет железной дороги. При этом дальнейшее расширение порта пока не планируется.

Увеличение объема перевалки в порту также возможно за счёт добавления противотурбулентных присадок в трубопровод ВСТО и роста скорости обработки судов при оформлении соответствующей документации.

Проектная пропускная способность ВСТО-1 от города Тайшета в Иркутской области составляет 80 млн тонн в год, из которых 30 млн тонн уходит по трубе в Китай по ответвлению из Сковородино, еще около 11 млн тонн в год поставляется на Комсомольский и Хабаровский НПЗ, а оставшаяся нефть идет по ВСТО-2 на экспорт через Козьмино.

Маршрут через Приморье чрезвычайно выгоден для владельцев танкеров и приносит им прибыль в разы большую, чем до начала СВО на Украине. В последнее время почти весь экспорт нефти дальневосточного сорта ESPO приходится на Китай.

По данным Reuters (12+), в сентябре и октябре Китай выкупил почти все объемы нефти, отгружаемые из порта Козьмино Приморского края. В сентябре туда ушло 2,3 млн тонн (ещё 100 тысяч тонн на Шри-Ланку), в октябре предварительно запланировано более 2 млн тонн. Ранее крупным покупателем также выступала Индия, однако к концу лета она прекратила закупки из-за роста цены и повышенных транспортных расходов.