Портрет туриста: кто чаще всего приезжал в Москву летом 2022 года

Большинство туристов, посетивших столицу этим летом, — россияне от 35 до 44 лет, путешествующие на поезде.

Туристические показатели за летний период 2022 года продемонстрировали значительное увеличение внутреннего турпотока в столицу. По данным Комитета по туризму города Москвы, он вырос примерно на 20 процентов по сравнению с таким же периодом прошлого года. Из 6,2 миллиона туристов количество соотечественников этим летом составило рекордные 90 процентов — 5,6 миллиона. В топ-5 регионов, из которых в столицу приехало больше всего туристов, вошли Санкт-Петербург, Краснодарский край, Нижегородская, Тульская и Владимирская области.

«Серебряные» путешественники

Значительный рост показала доля туристов в возрасте от 55 лет и старше. Во время своего путешествия по столице чаще всего они предпочитали останавливаться в гостиницах. Увеличение количества таких туристов, размещавшихся в отелях и хостелах, этим летом составило 26 процентов по сравнению с весенними месяцами (март — май) и 41 процент — с прошлым летом. Это обусловлено в том числе введением Правительством Москвы программы стимулирования поездок туристов старшего поколения. В соответствии с ней туроператоры могут получить компенсацию. Сумма выплаты за одного человека составляет от одной до пяти тысяч рублей в зависимости от продолжительности пребывания, категории гостиницы и количества посещенных экскурсий, культурных, спортивных и других мероприятий.

Как потратить?

Что касается остальных возрастных групп, то за первое полугодие 2022 года столицу посетили 27 процентов соотечественников от 30 до 39 лет. От 40 до 49 лет — 24 процента по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Больше всего денег тратили во время поездок туристы в возрасте от 30 до 49 лет — 55 процентов общих трат. Лидером среди регионов стал Дальневосточный федеральный округ — турист из ДФО в среднем использовал 19 процентов своей зарплаты, меньше всего трат у туриста из Центрального федерального округа — 5,8 процентов. Основные расходы во время пребывания в Москве пришлись на шопинг и питание — 69 процентов. В среднем туристы во время поездки в Москву тратили около 10 тысяч рублей (на основе данных о банковских трансакциях, совершенных на территории Москвы). В целом за шесть месяцев туротрасль принесла в городской бюджет 50,2 миллиарда рублей. Обороты столичных отелей и турагентств за январь — июнь выросли на 50 процентов и достигли 44,7 миллиарда рублей.

Важную роль в процессе восстановления туротрасли играют федеральные и региональные меры поддержки. Правительство Москвы оказывает финансовую помощь в сфере делового и молодежного туризма. На нее могут претендовать индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые в период с 3 августа по 30 ноября проводят в столице конференции, конгрессы, форумы и корпоративно-деловые встречи, а также организаторы различных мероприятий для молодежи. Денежные выплаты, максимальный размер которых составляет 10 миллионов рублей, позволят им компенсировать часть затрат на аренду помещений и оборудования.

По авторским маршрутам

По данным сервиса Russpass, самым популярным направлением у российских туристов летом стала Москва (26 процентов от всех пользовательских запросов). Второе место занял Санкт-Петербург (семь процентов), замкнул тройку лидеров Камчатский край (пять процентов). В десятке популярных направлений оказались также Иркутская область, Краснодарский край и Республика Дагестан. Привлекательность этих регионов обусловлена сезонным спросом на курортные направления.

Активно интересуют пользователей Russpass и авторские маршруты. Самыми востребованными стали идеи для автопутешествий из Москвы (88 процентов от общего числа запросов) с посещением Калуги, Ростова Великого и Шуи. Помимо этого, пользователи отдавали предпочтения сезонным и тематическим маршрутам. Например, «Лето в городе: прогулка по фестивалю “Московское варенье”» и «Лучший город Земли: знакомство с модными местами столицы». В топ-10 популярных маршрутов также вошли два по Санкт-Петербургу: «Ансамбль центральных площадей» и «Удивительный выходной в городе открытий».

С самолетов — на поезда

Летом 2022-го российские туристы добирались на железнодорожном транспорте (38,6 процента), самолетах (31 процент) и автомобилях (29,5 процента). С июня по август этого года на Russpass туристы чаще всего бронировали отели в Санкт-Петербурге: 16 процентов от общего числа выбранных отелей. Москва занимает второе место с долей 15 процентов, а третье место — Казань с показателем пять процентов. Поровну — по 3,5 процента — доли разделились между городами-курортами Калининградом, Адлером и Сочи, что связано с их привлекательностью для туристов в летний сезон.

Цифровой туристический сервис Russpass помогает быстро и легко спланировать путешествие по России. Благодаря широкому функционалу туристы могут организовать поездку с помощью 27 услуг и сервисов. На Russpass можно забронировать отель, приобрести железнодорожные и авиабилеты, заказать столик в ресторане и многое другое. Сервис позволяет в несколько кликов составить индивидуальный маршрут по выбранным туристическим локациям или воспользоваться готовым предложением. Всего на Russpass сейчас доступно 5,5 тысячи туристических предложений по регионам России.

Russpass разработан по инициативе Правительства Москвы. Реализацию проекта курирует Комитет по туризму города Москвы совместно с Департаментом информационных технологий.