Питатель детских душ. Как найти подход к ребёнку?

Маминым детям из обычных садов иногда требуется гораздо больше внимания, чем сиротам.

Принято считать, что самые недолюбленные дети в детских домах. Но воспитатель кемеровского детского сада № 179 Оксана Денеко уверена, что маминым детям из обычных садов иногда требуется гораздо больше внимания. Десять лет она дарит часть себя маленьким девчонкам и мальчишкам, помогая формировать в них личность. Корреспондент kuzbass.aif.ru узнал секреты воспитания, побывав на одном занятии кемеровчанки.

Торт из печенья.

Светловолосая девочка с косичками тоскливо сидит перед тарелкой с печеньем, подперев подбородок руками. У детей старшей группы полдник после сончаса. Хрустят почти все, кроме неё.

«Стеша, почему ты не ешь?» — спрашивает её воспитательница Оксана Александровна. «Не хочу, я не люблю печенье»… — грустит Стеша. «Но ведь ты его даже не попробовала. Оно бывает очень вкусным, особенно если сделать из него торт. Ты ела торт из печенья?» — спрашивает педагог девочку. Стеша на минуту задумывается и отрицательно качает головой, зато другие дети оживляются. «Ребята, а давайте как-нибудь сделаем торт из печенья — каждому свой, небольшой», — предлагает педагог и встречает восторженное «ура!». Так из ничего родилось будущее событие.

Оксана Денеко — мастер придумывать увлечения. И вселять веру в чудеса. В старших группах она ведёт проект «Земля»: даёт попробовать детям смесь, похожую на землю, из печенья и шоколада, и говорит, что когда-то земля была вкусной. Такой же вкусной, как фрукты, овощи и ягоды, которые растут из неё.

На логичный детский вопрос «почему мы не едим землю сейчас?» даёт объяснение, что земля очень загрязнена и нужно прекратить мусорить. После этого дети сразу начинают следить, чтобы мусор попадал строго в урну. Летом ребята празднуют фестиваль Холи и осыпают друг друга разноцветной краской, а перед выпускным ищут на территории сада «волшебное дерево», расцветающее только раз в году, на нём «растут» ручки и тетрадки, конфеты и носочки.

«Я отношусь к таким мероприятиям не как к обязанности. Всегда всё делаю на вдохновении и энтузиазме. Больше радуюсь за детей и помню только их удивлённые, счастливые лица», — говорит Оксана Денеко.

Интересно, что в роли воспитателя женщина себя не видела и работала поваром. Но когда устраивала младшего сына в группу дневного пребывания, получила приглашение от заведующей поработать вечерней няней. Коллеги увидели в новенькой потенциал и помогли стать педагогом с образованием.

«Конкретных правил у меня нет. Единственное, чего я придерживаюсь: к ребёнку нужно относиться как к взрослому (но с учётом того, что это ребёнок). На полном серьёзе обсуждать с ним его детские дела. Иногда делать вид, что не понимаешь, как он смог отремонтировать машинку или надеть кукле платье. Признаться, что не у всех взрослых это получается. Не нужно бояться выглядеть глупым или слабым. Надо чаще спрашивать мнение по каким-либо вопросам, дать почувствовать детям их важность в нашей жизни».

Не больной, а такой.

«Покизить, — светловолосый короткостриженый мальчик ходит взад-вперёд. — Покизить, — на две секунды требовательно заглядывает в глаза и снова идёт взад-вперёд. — Покизить!» — делает попытку объясниться ещё раз и уходит в другую часть помещения.

В группе Оксаны Александровны есть два ребёнка с неврологическими проблемами. Один из них аутист, чьё поведение порой сложно предугадать. Он может отобрать игрушку, укусить или ударить. Может не слушать и жить по собственному распорядку дня — например, встать во время занятия и пойти собирать конструктор.

Сначала дети злились и обижались на него, пока Оксана не начала объяснять, что их одногруппник особенный: не больной (ведь аутизм не лечится), а просто такой, и к этому надо привыкнуть. Они вместе рисовали цепочку ДНК и выясняли, что потеря даже одного звена может сделать человека другим.

Воспитателей раньше называли пестунами, потому что они пестовали, то есть наставляли детей. Наша героиня уверена, что именно этот смысл заложен в профессии воспитателя, и он не про математику и развитие речи: «Это про отношение к жизни, к другим людям, к себе и миру вокруг. Дети не слышат нас, они видят и повторяют за нами. Мы питаем детей нашей энергией, нашим отношением, нашим видением окружающего. Поэтому воспитатель в первую очередь должен быть оптимистично настроен, спокоен и уверен, уметь находить выход (а иногда и вход) из разных ситуаций. Иметь твёрдое и понятное объяснение всему происходящему: самое страшное, что может услышать ребёнок в ответ на вопрос “почему?” — ответ “потому!”.

Сейчас много времени уходит на ненужную бюрократию. Воспитатели заполняют множество тетрадей и журналов по самым разным вопросам, начиная от ежедневного двухразового осмотра детей от клещей весной и летом и заканчивая рейдами по территории на наличие посторонних вещей. Мир всё строже, требований и страхов больше. Когда успевать учить и заниматься собственными детьми? Приходится приспосабливаться.

Вина напополам.

«Оксана Александровна, Саша прыгнул мне на живот!» — обиженный мальчик стоит и ждёт защиты от хулигана. «Как он прыгнул? Ты стоял, а он взял и прыгнул тебе на живот?» — Денеко полностью разворачивается к ребёнку и внимательно его слушает. «Нет, я лежал на ковре». «А почему ты лежал на ковре? На ковре ходят, сидят, стоят, но не лежат. Саша решил, что ты кровать, и прыгнул на тебя. Твой поступок спровоцировал его действия, он подумал, что с тобой так можно поступить. Он виноват, но виноват и ты. Вины у вас пополам. Прежде чем что-то делать, надо подумать. Понимаешь?» — ребёнок неуверенно и задумчиво кивает.

У детей есть даже специальная «мирительная» рубашка — оранжевая футболка самого большого размера с нашитым белым сердцем. Когда ребята ссорятся и не могут простить друг друга, Оксана берётся их мирить и надевает рубашку на обоих. Мир гарантирован. Жалко, что такой нет во взрослой жизни.

"Проблема недолюбленных детей — это совокупность многого: родителей, учителей, самих детей и, конечно, общества. Основная часть вины лежит на родителях. Не уследили, не уберегли от дурного влияния, не поговорили, не поддержали вовремя. Но… когда? Большинство взрослых на двух работах, на трёх подработках, а дома голодная семья ждёт ужин. А ещё отчёты, планы, родительские чаты, стирка, глажка, уборка, дача и пожилые родители, которым тоже нужна помощь.

К учителям в школе дети давно перестали испытывать уважение. Если что-то не понравилось, можно мгновенно написать (гневный, жалостливый, оскорбительный — выберите нужное) пост в соцсети, и через час вся страна поделится на два лагеря. Одни будут осуждать и требовать увольнения педагога, другие — наказать ученика. Зачем это учителю и школе? Родителям некогда, школа не авторитет.

Чтобы подростку получить так необходимое ему внимание через что-то доброе и хорошее, времени уйдёт очень много. Гораздо проще сделать плохое. И, к сожалению, сверстниками ценится это выше, лайков получаешь намного больше. Так некоторым и приходит мысль взяться за оружие, как уже несколько раз происходило в стране.

Чтобы научиться слышать детей, надо просто их слушать. Отбросить хоть на минуту свои взрослые дела и полностью вникнуть в дела ребёнка. Все детские капризы и истерики (да и взрослые тоже) — это завуалированная просьба о внимании. Но если взрослые ещё как-то могут выразить свои чувства словами, то дети нет. Поэтому разговаривайте с детьми, копайте, ищите первопричину, и будет вам счастье", — советует Оксана.